Фитнес как бизнес. Миф № 1. А что же такое, собственно, фитнес?!
Казалось бы, ответ на подобный вопрос очевиден. Однако...попробуйте ответить на него вслух, без остановок, четко и конкретно.
Не получилось? Не комплексуйте, у меня тоже не получилось с первого раза. Правда, этот первый раз был так давно, что я уже и не помню, скорее всего, в те благословенные времена, когда слово «фитнес» писали так, как и положено – фитнесС, от английского fitness. Ну, в те времена и офис был office, даже существовала профессия такая, называлась «работа в оффисе» и даже «специалист по Word», которого можно было безошибочно узнать по облупившемуся лицу и слезящимся красным глазам от многочасового сидения за ЭЛТ-монитором компьютера с суперпроцессором Intel Pentium II. Да, интересные были времена, интересные во всех отношениях… но уборщицу клининг-менеджером, как сейчас, не называли.
Вокруг термина «фитнес» много чего накручено, от него отпочковались и производные термины. Попробуем разобраться.
С учётом современных мировых тенденций в изменении взглядов на цели и методы оздоровительного спорта можно сказать, что фитнес - комплексная система методов и мер, направленных на поддержание и сохранение здоровья человека, и которая не сводится только к изменению формы тела или веса. В традиционном понимании фитнес включают в себя различные виды развивающих и восстановительных физических упражнений, методы адекватного и рационального питания, психологические методики, ряд сопутствующих методов эстетической направленности. В соответствии с современными взглядами на фитнес, основополагающим фактором всей фитнес-деятельности является неукоснительная направленность на укрепление и поддержание здоровья человека. Это важное замечание, так как одной из самых распространенных методических ошибок в фитнесе является смешение целей, понятий и методов оздоровительных упражнений и спортивной тренировки. Логическая и смысловая путаница одинаково характерна для многих фигурантов фитнеса, «с обеих сторон баррикады», как клиентов, так и специалистов.
Фитнес-бизнес – совокупность методов, принципов, юридических положений, этических и профессиональных правил, форм организации, видов коммерческой или иной деятельности, связанных с продажей или иными формами предоставления фитнес-услуг населению, с производством или поставками необходимого для этого оборудования, а также проектированием и строительством специальных зданий, сооружений и помещений для реализации фитнес-услуг. Коммерческая деятельность образовательных учреждений различного уровня и форм организации, которая заключается в организации подготовки специалистов фитнеса различных квалификаций, тоже может быть отнесена к сфере фитнес-бизнеса. В профессиональной литературе и в обществе используется ещё один термин – сфера предприятий красоты и здоровья, или бизнес красоты и здоровья. Этот термин можно рассматривать в качестве вполне корректного, отражающего суть деятельности. Следует упомянуть еще один термин - фитнес-индустрия. Это совокупность специализированных коммерческих или иных предприятий, которые осуществляют продажу продуктов фитнес–бизнеса.
Фитнес-клуб (фитнес-центр) – место (здание, сооружение), где происходит коммерческая или иная реализация фитнес-услуг. По организационной форме фитнес-клуб - специализированное, как правило, коммерческое предприятие, которое создано с целью продажи или предоставления на других условиях фитнес-услуг для населения. По внешним признакам фитнес-клубы иногда выглядят как спортивные сооружения, хотя бы по признаку наличия специфического оборудования, предназначенного, в том числе, и для тренировок спортсменов. В свою очередь некоторые услуги, которые предоставляют клиентам фитнес-клубы, по внешним признакам похожи на спортивные тренировки, в то время как иные не имеют с ними ничего общего.
Одна из специфических особенностей фитнес-клубов в России состоит в том, что на сегодняшний день они формально, в юридическом аспекте, не относятся к категории объектов спорта, а их здания и помещения, иногда значительные по площади, не могут рассматриваться как спортивные сооружения. Соответственно, на них не распространяются нормативные требования, предъявляемые к подобным учреждениям и сооружениям. То же самое относится и к квалификационным требованиям по отношению к работающим в них специалистам, в том числе и к непосредственным «продавцам» оздоровительных услуг - тренерам. В частности, в России нет разработанных и официально утвержденных стандартов и регламентов содержания образования различных категорий специалистов фитнес-клубов. На сегодняшний день предоставление фитнес-услуг населению, создание и управление предприятиями фитнес-индустрии осуществляется, в подавляющем большинстве, специалистами, не имеющими необходимых для этого компетенций, от нижних должностных ступеней до топ-менеджмента. В этом, в частности, состоит одна из основных причин недостаточного развития фитнес-бизнеса в России.
Фитнес-услуги – своеобразные продукты, которые, как правило, лишены материального, вещественного воплощения и имеют характер процесса. Наиболее характерным примером такой услуги является тренировка, направленная на укрепление здоровья или изменение формы тела. Можно сказать, что тренировка – это метод реализации целей участников тренировочного процесса, как объектов, так и субъектов. Позиции, которые занимают по отношению к целям тренировочного процесса в фитнес-клубах клиенты и специалисты, не тождественны и могут быть даже полярными, и это расхождение целей тоже является одной из причин относительно слабого развития фитнес-бизнеса в России.
Услуги, напрямую связанные с тренировочным процессом, принято называть основными. К основным услугам в большинстве фитнес-клубов относят групповые или самостоятельные тренировки клиентов, которые не требуют дополнительной оплаты, а входят в основной пакет предоплаченных услуг. К дополнительным услугам относят те, за пользование которыми следует внести дополнительную плату. В ряде случаев на предприятиях сферы красоты и здоровья предлагаются также специфические медицинские услуги, например, функциональная диагностика состояния здоровья, некоторые услуги физиотерапии, например, массаж, диетологическое сопровождение клиента. Следует заметить, что деление услуг на основные и дополнительные условно и зависит от конкретного клуба, ассортиментной политики, квалификации персонала, специфики организации и управления.