Музыка в фитнес-клубе
Поговорим о музыке в клубе. Честно говоря, то, что звучит в наших клубах, музыкой назвать нельзя.
Этот стон у нас песней зовется…
Н. А. Некрасов
В качестве начального примера в очередной раз представим себе обычную ситуацию: вы, уважаемый читатель, пришли в ресторан, чтобы провести время и поесть. Словосочетание «провести время» предполагает, что у вас есть какие-то ожидания от пребывания в помещении ресторана. Например, вы хотите пообщаться с другом или партером, поговорить, в конце концов, просто понаблюдать за публикой, это бывает весьма занятно. Поесть вы тоже хотите, причем не просто набить живот и притупить чувство голода, а выбрать те блюда, которые вам нравятся.
Вы ожидаете, что в ресторане будет соблюдаться обычный ритуал: вы садитесь, к вам немедленно подходит официант с меню, и вы выбираете блюда по вкусу. Теперь мы добавим в картинку элементы легкого безумия:
Итак, вы присматриваете столик и ждете официанта. К чести заведения, он моментально подскакивает к вам, но вместо традиционного меню у него в руке ведро, от которого идет пар. Не здороваясь с вами, он решительно водружает ведро на стол, бросает ложку и поворачивается с явным намерением уйти.
«Эээ…, любезный, я бы хотел…, а что это?»
«Как что? Не видите сами? Еда!»
Нельзя сказать, что вы воспитывались на утонченной французской кухне, но запах, который исходит от ведра, с едой ну никак не ассоциируется, скорее с конечным продуктом переработки любого блюда. Впрочем, вы относитесь к данному вопросу философски, в духе бессмертной фразы «кому и кобыла - невеста», тем более что за соседними столиками пара-тройка посетителей черпает это варево из ведра даже не ложками, а руками, с чавканьем и присвистом. Им явно нравится. Еще пяток посетителей вяло жуют, вызывая ассоциацию с меланхоличной коровой. Еще парочка сидит с унылым видом за пустым столом. Ресторан явно не переполнен, большая часть столиков пустует, причем, похоже, давно.
«А нельзя ли меню? Выбрать что-то?»
«Нельзя! Формат ресторана предусматривает только это!»
«Ну, тогда, если вас не побеспокоит, не могли бы вы мне… вот этого, из ведра, но поменьше, в розетке? Мне многовато будет! Поставьте на краешек стола, а я нос заткну».
«Нельзя! Я же сказал – формат! И по объему - тоже. Меньше нельзя, видите, всем нравится! Так что берите ведро, и поставлю я его как положено – в центре!».
«Наверное, не всем…»
«Многим нравится, так что не умничайте! Если мы тут начнем каждому давать, что он хочет, формат растеряем!»
«Но этих многих – всего-то пять человек, судя по всему…»
«Не спорьте, я же сказал, у ресторана – формат и блюдо форматное! Во всех ресторанах, по всему миру - только так и никак иначе!»
«Вы уверены, особенно в том, что по всему миру? Вот я поездил, и нигде такого не видел».
«Глупости говорите, мужчина! Везде!»
«.. а можно хотя бы его мимо меня не носить, меня тошнит от этих запахов. Я тут просто посижу».
«Если не нравится – идите в другой ресторан! Другим нравится! И формат!»
От картинки слегка отдает шизофренией, не правда ли? И, конечно, в нашей сфере деятельности все по-другому? Вы в этом уверены?
Тогда поговорим о музыке в клубе. Честно говоря, то, что звучит в наших клубах, музыкой назвать нельзя. Дипломатично выражаясь, ЭТО разные виды шумов, которые различаются только по громкости. Впрочем, о чем это я? Громкость того, что называют музыкой в наших клубах может быть, только двух уровней: ошеломляющая и оглушающая. Другого не держим-с…
Естественно, большая часть групповых программ не может проводиться без музыки, соответствующей формату занятия. Все, что было и будет сказано о музыке в клубе, касается звукового «сопровождения» в тренажерных залах.
Я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что я - завзятый сноб, который через губу отделяет «хорошую» музыку от «плохой» и свысока, с презрением, поглядывает на вкусы толпы. Да, у меня есть сложившиеся музыкальные предпочтения, обусловленные, в том числе, и начальным музыкальным образованием. Однако я не собираюсь объявлять свои вкусы единственно верными и равным образом не приемлю, когда это пытается сделать кто-то другой. Когда кто-то пытается навязать кому-то свои приоритеты в любой сфере, ничего хорошего никогда не получается.
Однако для многих это заявление звучит не слишком убедительно. Тогда я попытаюсь объясниться просто, по ступеням, задавая вопросы и формируя естественные ответы.
В фитнес-клубе много людей, это мужчины и женщины разного возраста, с разными привычками и вкусами. Можно ли предполагать, что они имеют одинаковые музыкальные предпочтения? Ни в коем случае. Есть среди них люди, которые воспринимают музыку, причем ту, которая им нравится, с наивысшей степенью энтузиазма? Несомненно. Можно ли утверждать, что их любимая музыка производит такое же впечатление на всех других людей? Ни в коем случае. 20 градусов тепла – это жарко или холодно? Смотря кому. Звук силой 15 децибел вам нравится? Это – шепот. Кому-то да, кому-то нет. А звук силой 100 децибел? Кто-то не воспринимает музыку, которая звучит тише. Это – бензопила, кстати. Кто прав? Оба и никто.
Теперь зайдем с другой стороны. В клубе не просто люди, а покупатели, которые оплатили право получать удовольствие от пребывания. Можно так сказать? А почему бы и нет? Если одному из них не нравится музыка, и по жанру, и по громкости, имеет ли он право попросить сменить ее, убавить-прибавить? Несомненно. И вот тут возникает распространенное в фитнес-клубах России непонимание некоторых юридических и смысловых тонкостей. Часто клиент, который просит специалиста в зале сменить музыку, слышит следующее: «Всем нашим клиентам нравится, музыка соответствует формату клуба». Однако это не так.
Сначала о клиентах, которые «все», а на практике… ну, об этом ниже. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) "О защите прав потребителей" (Статья 16) и Статья 426 ГК, прямо запрещает коммерческой организации оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Расшифруем следствие из этих статей: вы не можете делать ничего, что создает у любого покупателя ощущения ущемления его прав по отношению к другим, если такой договор заключен. Если он попросил выключить музыку, это его право, но точно так же заслуживает уважения право другого покупателя эту музыку включить. Вот вы и будете постоянно включать и выключать. Абсурд по смыслу, но юридически непротиворечивая ситуация.
Теперь бегло оценим смысл тех возражений, которые слышит клиент клуба в такой ситуации от специалистов и руководителей.
«Музыка помогает тренироваться». Вообще-то фитнес-клуб – это предприятие, где проводятся оздоровительные занятия, а не спортивная организация, где все подчинено одной цели – способствовать спортсменам в достижении высоких результатов. В фитнес-клубе все посетители – только клиенты, и нет спортсменов. Даже чемпион мира, переступая порог клуба, при всем уважении, становится обычным клиентом. Его занятия в клубе не являются тренировочном процессом в полном смысле слова, потому что они могут помешать другим покупателям-клиентам реализовывать оплаченное(!) ими право на получение всех услуг. Если некто считает, что музыка помогает ему заниматься, это не означает, что она помогает всем, и ни у кого не должно быть приоритета.
Зайдем с третьей стороны. Если специалисты клуба и его руководители считают, что в клубе есть некий «музыкальный формат», хочется задать им простой вопрос: «А вы любые купюры принимаете, или только от «форматных» людей?» Если нет, означает ли, что «неформатные люди» могут убираться вместе со своими деньгами? О, да вы великие благотворители, снимаю шляпу, но очень плохие бизнесмены, шляпу надеваю. Вам рассказать, какое количество клубов в стране влачит жалкое существование лишь потому, что в воспаленном сознании их руководителей гнездится слово «формат»? Я, как человек весьма осведомлённый, могу, но боюсь за устойчивость вашей психики. «Формат» есть. Денег нет. Хороший бизнес.
Зайдем с четверной стороны. Вы думаете, что это самое «тыц-тыц» из всех акустических колонок или просто и незатейливо бормочущее радио – что-то вроде легкого ветерка на лоне природы, который никому не принадлежит? У особо продвинутых персона в залах даже телевизионные каналы в режиме non-stop транслируются. Так вот, рискую вас огорчить: у каждого звука, который исторгают ваши системы, есть владелец, который хотел бы заработать на его использовании. Конечно, он не будет носиться по всему миру и слушать, где исполняют его нетленные шедевры в стиле «хоп-хей-ла-ла лей». Он заключил договор с посредником – агентством по защите авторских прав, которое, в свою очередь, заключило аналогичные договоры с агентствами на местах. За долю малую от оплаты права на использование информационного контента (вы будете смеяться, но и звуки «му», и даже то, что извергается из дурацкого ящика официально считается информацией и даже «интеллектуальной собственностью») в коммерческих целях, эти агентства готовы содрать с вас, пиратов, шкуру. В России есть такое агентство – Российское авторское общество (РАО), которое, в свою очередь, заключает договоры с юридическими компаниями на местах. И вот они-то и посылают своих инспекторов в разные заведения с целью проверки наличия договоров с РАО. За те потоки денег, которые протекают через РАО, его уполномоченные снимут с вас не только шкуру, но и местами мясо подрежут. Минимальные компенсационные выплаты в пользу несчастных обворованных и обиженных вами авторов контента по суду составляют 500-600 000 рублей, при этом львиную долю забирают посредники. Я сейчас прямо вижу пару коллег, которые читают это со снисходительным видом, типа, «да ну, жили раньше – и дальше проживем». Коллеги, я буду искренне рад за вас, но отсидеться в пещере не получится. Я не преувеличиваю, но минимум раз в месяц ко мне приходит письмо, омытое слезами, из какой-то точки России с воплем: «У нас кошмар, пришли из РАО, раздевают! Что делать» Ответ я даю один: платить и радоваться, что чудом ушли, потому что при попытке как-то бодаться выплаты начинают расти. Это уже судебная практика, и далеко не единичная. Могу дать адреса, и даже телефоны несчастных. Только не судите строго, если их рассказ о незавидной доле и потерянных деньгах будут сопровождаться всхлипами и вздохами. Некоторые от этого шока не могут отойти годами, «Как же так, я официально купил это в магазине, вот чек! Скачал – вот чек! Столько денег забрали!!!» Все правильно, но есть одна тонкость: ваши покупки не предназначены для коммерческого использования. Дома слушайте и смотрите до посинения, но если вы используете свои покупки с целью извлечения прибыли, то есть в работе фитнес-клуба, будьте любезны заплатить автору. Так что ваше любимое «тыц-тыц» в тренажерном зале, телевизор на рецепции и прочие подобные ништяки могут не только оттолкнуть от вас часть «неформатных» держателей денег, но и ввергнуть в пучину сутяжничества.
Кстати, я говорил, что не все клиенты одобряют «форматную» музыку, но сколько именно? Может, пара-тройка, и тогда о чем речь?! Опросы, которые я сильно люблю, показывают, что в той или иной степени до 40% клиентов в качестве одного из самых(!) раздражающих факторов в фитнес-клубах называют музыку, которая им не нравится. Однако мы приходим опять к противоречию: опросим клиентов, затем изменим музыку, и характер, и громкость … и тут же столкнемся с недовольством других. Тупик? Нет, на том же Западе, который пока для нас является в какой-то мере образом если не для подражания, то для сравнения, нашил простой выход. Есть такая штука, которая называется плеер с наушниками. Надеваешь – и занимайся под то, что тебе нравится. Впрочем, находятся особо мудрые фигуранты фитнеса, которые советуют надевать наушники всем, кто предъявляет претензии к форматной музыке, типа, «если вам мешает – заткните уши». Ну, во-первых, наушников для тишины еще не изобрели, шумоподавление не в счет. Во-вторых, в наших клубах музыка не то, что играет, она просто колбасит на таком уровне громкости, что не помогут даже подушки, привязанные к ушам. ЭТО никак не перекрывается жалким писком в наушниках, они эффективно работают только в тишине. Вот и в европейских клубах тихо, но у многих «бананы» в ушах. Никто никому не мешает.
Есть ряд аргументов, которые приводят, когда речь заходит о том, что клубы должны стать оазисами тишины.
«Спортсменам нужен драйв!!» Простите, я не понял, о каких спортсменах идет речь в фитнес-клубах? Спортсмены – в спортивных клубах. Если кому-то нравится «драйв» - «бананы» в уши и нет проблем. На общих основаниях. Если речь идет о небольших «моноклубах», в которые тянутся только фанатики «драйва» - вопросов нет, там все свои и вкусы всех посетителей сходны. Однако в большом клубе дело обстоит не так. Фанатов много не бывает, и подавляющее большинство клиентов не разделяют никаких, в том числе, и музыкальных вкусов кучки «драйверов». При каждом посещении такие люди испытывают нарастающее раздражение, которое усугубляется и позицией руководства, потакающего кучке «своих». Рано или поздно клиенты уходят, но огорченные руководители клуба никак не связывают низкую лояльность с таким фактором как раздражающая музыка. Впрочем, и других факторов хватает.
«Ритм помогает заниматься». Это весьма спорное утверждение, с тем же успехом можно доказать (статистикой, между прочим!), что громкая ритмичная музыка в сочетании с высоким уровнем громкости способствует росту травматизма. И это факт. Кстати, а почему бы не заниматься под «Болеро» Равеля? Это весьма ритмичное произведение. Что, непривычно? Попробуйте! И, опять же: если музыка вам необходима – «бананы» в уши.
И наконец, один из самых озадачивающих аргументов поклонников музыкального драйва». Я слышал их много, но этот – явно претендент на первую ступеньку пьедестала глупости: «Девушки стесняются пыхтеть, когда штангу поднимают, а музыка заглушает!»
Тут хочется задать несколько вопросов
Первый: а зачем вы девушку под штангу подсовываете, причем под такую, что у нее «в зобу дыханье сперло»? Вы разве не читали литературы по основам методик спортивной тренировки, физиологии, анатомии? Там написано черным по белому: «Натуживание при выполнении упражнения – признак дефицита кислорода, рефлекторная попытка несколько увеличить его поглощение за счет повышения внутрилегочного давления. При этом в организме возникает ряд неблагоприятных изменений, одно из которых – резкое повышение артериального давления». Прошу прощения у реальных специалистов за некую вольность терминологии, но этот материал читаете не только вы, но и неофиты, так что я пытаюсь объяснить на пальцах. Другими словами, натуживание – признак того, что тело пребывает в экстремальном состоянии. Как же вы работаете с девушками, вы же гробите им здоровье, коллеги? Причем натуживаются они так, что это уже не пыхтение, а какие-то оргастические вопли.
Второй: так у вас спортивный клуб или фитнес? Нет, я вполне допускаю, что в первом девушки, да и юноши, могут не только пыхтеть, но и… ну, не будем. Но в фитнес-клубе?! Вы тут что, оздоровительные методики даете или экстремальные? Ах, девушка сама страстно просит? Так вы ей не верьте. Когда надорвется, вас первого и обвинит.
Большая часть наших клиентов чувствует себя в клубе примерно так же, как и посетитель ресторана, которого я описал выше. Нашему клиенту принудительно предлагают хлебать из ведра несъедобную бурду только на том основании, что это нравится руководителю клуба, тренерам или паре любителей «драйва». Судьба клубов, где этого не понимают, не слишком завидна. Они сталкиваются с оттоком клиентов, причем, как показывает практика, потенциально лояльных.
И последнее: сейчас кто-то подумал, что отказ от музыки – это теории. Отнюдь нет, в стране все больше клубов, в которых клиенту не предлагают музыку по принципу «жри, что дают». Там тихо, но народу много, и клубы эти – успешные. Да, некоторым было сложно отказаться от музыки, часть клиентов бунтовала, но ушли единицы, потому что подавляющее большинство людей в состоянии понять, что единственной причиной такого решения была невозможность в равной степени удовлетворить всех. Когда клуб только выходит на рынок, реализовать идею тишины проще. И тем более достойны уважения руководители клубов работающих, которые решились на изменения и выдержали нападки громких, но единичных кликуш. Теперь такие клубы выгодно выделяются на фоне конкурентов.
Когда на законодательном уровне были принято решение о запрете курения в кафе и ресторанах, было много криков и предсказаний, что ресторанная отрасль умрет. А что случилось на практике? Рост отрасли, потому что клиентская база расширилась за счет тех, для кого прокуренная атмосфера была неприемлемой. Таких людей оказалось на удивление много и, кстати, денег у них несколько больше, чем у прежних любителей «выпить –закурить» Примерно то же самое будет и в нашей отрасли. Да, чуть не забыл: и загребущему РАО платить не придется.