Cross-Fit как «инновационный продукт»
С одной стороны, Cross-Fit – метод тренировки, c другой - это продукт, который продается в фитнес-клубах. Давайте разбираться...
Правда похожа на дорогую проститутку
- все её хотят, но никто не любит
Неизвестный циник
Я долго раздумывал, прежде чем приступить к написанию статьи на эту тему, так как не мог определить, с какой стороны к ней подступиться. С одной стороны, Cross-Fit – метод тренировки, и некоторым читателям будет интересно узнать, в чем его специфика. С другой - это продукт, который продается в фитнес-клубах, и уже специалистам, а также руководителям клубов было бы интересно знать, насколько хорошо он продается, и будет ли продаваться в будущем. Может быть, стоит вложить в него деньги, тем более что вокруг открываются «моноклубы» Cross-Fit? Или не открываются, а закрываются? Есть еще одна, третья сторона, суть которой читатель поймет к концу статьи.
Сразу предупреждаю, что я выбрал одно из распространенных написаний термина, ориентируясь на традиции и правила русской грамматики – Cross-Fit, - и буду его придерживаться.
Начнем по порядку. Cross-Fit – это тренировочная методика, которую предложил фитнес-бизнесу американец Грег Глассман. Насчет его авторства есть масса споров, но мы не будем в них погружаться, оставим теоретикам. Я также не буду вдаваться в стилистические особенности метода, но любой, кто занимался спортом, увидев тренировки Cross-Fit в первый раз, признает в нем то, что составляет 99% подготовки любого спортсмена на начальном и среднем уровне стажа и не менее 50% - на высоком. Речь идет о банальной общефизической подготовке - ОФП. В любом виде спорта ОФП имеет свою специфику, и она определяется целями, которые необходимо достичь в процессе тренировок. Ни одному тренеру или спортсмену с мозгами не придет в голову идея тренироваться для того, чтобы просто тренироваться. Спринтер в процессе ОФП использует лишь те методы, которые помогут ему быстрее бегать, но уже стайер будет тренироваться по-другому, потому что его задача – бегать не только быстро, но и долго. ОФП боксера отличается от ОФП борца, и радикально – от ОФП гимнаста. Любой специалист-тренер в большом спорте не будет тупо заставлять своего подопечного выполнять упражнения, которые помешают достижению спортивных результатов, и, повторим, при всех различиях многочисленных видов и форм ОФП в спорте никому не придет в голову заниматься упражнениями просто так или делать что-то ненужное. Другими словами, стайер вряд ли будет тратить время на развитие взрывной силы, а борец не будет стремиться к увеличению количества отжиманий лишь для того, чтобы похвастаться другу или покрасоваться перед девочками. И, тем более, оба не будут мучиться только для того, чтобы сказать: «Ну, сегодня я сделал на 5 берпи больше!!» и завешивать социальные сети фотографиями своих тренированных тел.
Можно сказать, что в отрыве от спортивной цели ОФП практически теряет смысл. Но «практически» не означает «совсем». В некоторых случаях занятия ОФП сами по себе являются разновидностью целевой спортивной тренировки, например, в фазе восстановления или при неизбежном наступлении возрастных изменений для того, чтобы замедлить потерю наработанных двигательных качеств. Здесь методики ОФП помогают, но при одном условии: если применять их в умеренном режиме, и по нагрузке, и по скорости, и по времени, и даже по геометрии. В подобных ситуациях или состояниях ни один здравомыслящий спортсмен не будет использовать ОФП в ударном режиме, обязательно на износ, до потери сознания, потому что и то, и другое придет очень быстро. А кому это надо?
Cross-Fit в этом смысле выступает как ОФП, оторванная от конкретной спортивной цели. Быть выносливым хорошо? Да. Сильным? Неплохо. Сосредоточить свои усилия только на теле, снисходительно посматривая при этом на других? Хм…Это достойная человека цель? Ну, ладно, если вам так нравится, но почему вы думаете, что таких как вы - много?
Однако отойдем от морализаторства и попробуем оценить этот фитнес-продукт беспристрастно, как разновидность товара. Целью бодибилдинга является наращивание мышечной массы. Цель пауэрлифтинга – поднять в каждом из фиксированных движений как можно больший вес. Целью тренировок Cross-Fit, что бы там не говорили его адепты, выступает постоянное наращивание нагрузки. Сделать сегодня больше чем вчера, а завтра – и подавно больше, быстрее, чаще! В большом спорте такой подход к тренировочному процессу не пройдет. Любой опытный тренер хорошо понимает, что увеличение скорости движений на определенном этапе тренировочного процесса неразрывно связано с ухудшением техники. В высокотехничных видах спорта это правило накладывает естественные ограничения на всю тренировочную методику в широком смысле слова. Быстрый удар для боксера – это замечательно, однако если он будет прилетать со скоростью мухи, но производить примерно тот же эффект, что та же муха, присевшая на лицо, никому такой молниеносный удар не нужен. Но главная проблема состоит не в этом. Тренеры спортсменов четко знают последовательность: увеличиваем скорость, ухудшается техника – травмы не за горами. Можно сказать, что отточенная техника обеспечивает две важнейшие составляющие тренировочного процесса: максимальную реализацию специфических двигательных качеств и минимизацию вероятности получения травм. Однако профессиональный совершеннолетний спортсмен имеет право распоряжаться собой и рисковать, если четко осознает вероятные последствия. Если он тренируется так, что риск травмы возрастает, это его личное дело, он полностью за себя отвечает. Однако в фитнесе все не так, и в этой сфере по определению почти нет спортсменов, а есть люди, которые покупают оздоровительные(!) услуги. Главным условием договора между продавцом и покупателем услуги является ее безопасность для здоровья. В фитнесе травмы вообще недопустимы. Да, среди наших клиентов есть люди, которые приходят в клуб для решения не оздоровительных, а спортивных задач, причем на своем уровне понимания. Но они не составляют большинства клиентов, и мы, коллеги, это отлично знаем. Наш типичный клиент декларирует свои желания быстро сделаться суперменом, но на практике он не любит напрягаться. Именно поэтому я всегда с иронией относился к распространенному термину «узнать потребности клиента». Спросить, выслушать, поверить и начать действовать? Не нужно верить всему, что он говорит (но кивать нужно), а смотреть на реальное поведение. Наблюдения за поведением клиентов всегда и везде заставляют сделать один вывод: подавляющему большинству не нужны «трудные» продукты, которые требуют длительных тяжелых и однообразных усилий. Недолго, «на попробовать» - без проблем, но напрягаться годами – нет.
Cross-Fit в этом смысле очень похож на Pole Dance. Красиво? Да, и любая женщина с восхищением смотрит, какие пируэты делает на пилоне настоящий мастер. Пробуют все, но много ли остаётся? И много ли клубов, где эту услугу покупают клиентки? А сколько было раньше? Немало, но остались немногочисленные небольшие клубы для единичных (!) спортсменок. То же самое можно сказать и о Cross-Fit. Им нужно заниматься или с полной самоотдачей, как и Pole Dance, или никак. Мы сейчас не говорим о психологическом своеобразии целей, которые ставят перед собой фанатичные кроссфитеры, в любом случае движение – это хорошо. Речь идет о другом смысле - коммерческом. Есть люди, готовые к такому режиму? Люди, которые свято верят в чудодейственность этого метода настолько, что готовы порвать всякого, кто усомнится? Несомненно, но их единицы, а надежды на то, что можно заработать на немногочисленных покупателях, наивны. Приоритеты единиц заслуживают уважения, но бизнес делается только на массе клиентов.
Возражение: о Cross-Fit все говорят, открыто много специальных клубов, во всех фитнес-клубах есть зоны для занятий. Ответ: когда мне говорят «все» или «много», я спрашиваю «кто именно?» и «сколько точно?». Ответы обычно все расставляют по полочкам.
Итак, «все», это кто и сколько? У меня складывается впечатление, что разговоры о Cross-Fit поддерживают только его продавцы и те, кто имел неосторожность вложить в него деньги. Вполне естественно, что продавцами выступают поставщики специального оборудования. Продавцы - и распространители «методик», то есть люди, которые где-то когда-то получили (естественно, оплатили) некие бумажки, подтверждающие их кем-то выдуманные эксклюзивные права на обучение тех, кто в итоге сам хотел бы продавать урок клиентам. Точнее, распространители не столько обучают, сколько продают некие вторичные документы, подтверждающие право покупателя более низкого ранга, которого будут называть «тренером по Cross-Fit», предлагать товар клиентам. Вот такая многоступенчатая конструкция, на вершине которой – два главных «интересанта». С оборудованием все понятно, это вещественный товар, но для меня «продажа методик тренировок»– неосязаемого товара - забавное словосочетание. В фитнесе это вообще тема: убеждать всех, что методика «три прихлопа - два притопа» - это товар, на продажу которого клиенту нужно получить право. В случае обучения методикам групповых программ это еще как-то оправдано, потому что в них заложен элемент творчества исполнителя, есть эстетическая составляющая. Если же методики предназначены для особых категорий, например, беременных клиенток, там вообще «шаг вправо-влево – расстрел». Однако по отношению к «эксклюзивности» метода Cross-Fit все обстоит не так. Этот метод – компиляция того, что и так давно известно и представлено в сотнях книг.
Забавно видеть, как неофит с изумлением, как божественную истину, воспринимает простенькое движение, которое давно описано в учебниках по спортивной подготовке, а термины «раскладка» или «последовательность включения» считает вселенским откровением, которое проистекает из уст великого учителя, первым постигшим великую истину. Книги надо читать, коллеги, желательно, учебники, и потолще, тогда удивляться будете другому. Реальность природы заслуживает куда большего удивления, чем любые сказки. Если кто-то готов платить за многократно описанные в литературе элементарные методики развития скоростно-силовых качеств, плиометрику, интервальные тренировки – пусть платит. Кто-то готов платить и за алфавит, и дай бог удачи продавцу, он же не водкой торгует! Однако не будем забывать, что с юридической точки зрения предметом охраны авторских прав является только название или логотип, но никак не последовательность движений, так что в этой части продавцы «авторских методик» сильно лукавят. Назовите «это самое» по-другому и смело предлагайте кому угодно, не боясь никаких судов «по защите эксклюзивных прав» По поводу того, что правильно или не правильно можно спорить до бесконечности, но любые споры прекращаются, когда мы попытаемся конкретно, в числах, ответить на вопрос «сколько». Вот информация к размышлению: развитый рынок фитнеса Санкт-Петербурга представляют около 400 фитнес-клубов всех размеров и форматов. Среди них специализированных клубов Cross-Fit не более десятка и бо́льшая часть из них агонизирует. Кто не верит, может посчитать, я сам был удивлен: догадывался, что мало, но не знал, что настолько, пока не занялся этим вопросом. Почему занялся – скажу ниже. Обращаю ваше внимание, коллеги, речь идет о развитом рынке города, в котором вообще появился первый в России полноценный фитнес-клуб. Эти немногочисленные клубы посещают энтузиасты и спортсмены, которые заслуживают нашего самого глубокого уважения. Я даже не исключаю, что среди клубов есть и экономически адекватные, то есть те, в которых удается собрать достаточные денежные средства для получения прибыли, хотя бы небольшой. В городе с более чем пятимиллионным населением найти несколько сотен энтузиастов вполне возможно. И пусть работают, удачи им! Однако я никому не посоветую вкладывать деньги в открытие такого клуба сейчас, потому что на рынке уже сформирован соответствующий сегмент покупательской массы, и он просто микроскопический. В пользу этого мнения говорит и анализ популярности зон Cross-Fit в тех клубах, где они были выделены, причем у меня есть данные по многим городам России. На фоне пропускной способности тренажерного зала или залов групповых программ посещаемость этих зон практически близка к нулю, и это весьма красноречивый факт, говорящий о популярности урока. Оборудование простаивает, место занимает, а «моноклубы» начали закрываться. Есть конкретные адреса, к сожалению.
Следующее утверждение: во всех клубах есть выделенные зоны Cross-Fit. Это утверждение ложно. Во-первых, далеко не во всех, а лишь в небольшой части. Во-вторых, там, где они есть, ажиотажа не наблюдается. Можно услышать горячие уверения некоторых тренеров в том, что у них много клиентов. Однако простой подсчет количества тренировок в неделю, а также оценка среднего количества клиентов. которые присутствуют на этих занятиях. Наводят на пессимистические мывсли. Справедливости ради надо сказать, что в некоторых клубах и сейчас имеют место попытки организовать зоны Cross-Fit. Например, в одном из клубов Санкт-Петербурга такую зону организовали совершенно неожиданно на месте … зоны для пребывания диджея. Да, это не опечатка, там действительно на старте была организована такая зона, пару раз в неделю диджей радовал посетителей зажигательными речитативами. Только эти мероприятия быстро свернулись по причине протестов клиентов из-за дикого шума, да и платить за это никто не хотел. А вы думали, бесплатно? . Теперь, как говорят клиенты этого клуба, на месте пустовавшей зоны диджея пустует зона Cross-Fit, причем огороженная красными флажками. Наверное, чтобы клиенты самочинно не ломали ценное оборудование. Но клиентов там практически не бывает, а численность пары групп не превышает количества элегантных девушек в отделе продаж этого клуба. Интересный вопрос, а почему руководитель клуба, не новичок, а достаточно опытный человек, вдруг решился на такое. Ответ простой: его уговорил очередной энтузиаст, а люди этого сорта бывают столь же убедительны, сколь убедительны мономаньяки, с пеной у рта отстаивающие свои бредовые идеи. Их полно в любой психиатрической больнице. Один горячо убеждает всех, что он Наполеон, другой – что Цезарь. Если на такие уговоры ведутся опытные люди, что говорить о неопытных?! Знаю несколько случаев, когда инвесторов проектов развели на «якорную услугу - Cross-Fit – на которую весь город сбежится». Есть в Санкт-Петербурге такой «кроссфитанутый» персонаж, который уже прошелся с этой мантрой по трем клубам, во всяком случае, о них я знаю точно. Из одного его выгнал инвестор после пары недель «управления», из другого – через год, поняв, что все обещания, под которые в клуб были вложены чудовищные средства, оказались болтовней, а из третьего - «клуба чистого кроссфита» - он сам сбежал, оставив инвестора с долгами и нулем в кассе. Для справки: это не я придумал, а цитирую инвесторов, двое из которых обратились в нашу компанию с просьбой помочь. В одном случае это удалось, в другом… увы, покойников я не оживляю. Именно тогда я и провел небольшое исследование рынка Cross-Fit в городе и объехал клубы. То, что я увидел, не внушало оптимизма, так что в неосведомленности меня обвинить трудно. Но вернемся к нашему герою. В античной мифологии был персонаж – царь Лидии Мидас, который испросил у богов дара обращать в золото все, к чему прикоснется. Наш герой в определенном смысле похож на этого царя, правда, с небольшой разницей: все, к чему он не прикоснулся, обратилось в несколько иную субстанцию. Впрочем, как говорят, красноречия ему не занимать, уболтает любого. Не вы ли будете следующим?
Разве из сказанного следует, что Cross-Fit – это зло? Ни в коем случае! Но при всей изысканности авторской кухни обычная повседневная еда продается значительно лучше, тем более что в данном случае в обертку изысканности заворачивают обычное блюдо, которое еще далеко не каждому по зубам. И не надо заламывать руки, обвиняя автора в нелюбви к Cross-Fit. Кстати, когда лет пять назад я впервые увидел ролик с тренировкой Cross-Fit в английском health club, то был изумлен: оказывается, я занимался Cross-Fit всю свою спортивную жизнь. Как я могу это не любить, тем более что травмы забыть не дают?! Правое колено, левый локоть, «корзина» правого плеча, голеностопы, полусухожильные, оба «ахилла» – все родное и близкое, как вчера случилось! Речь не о любви-нелюбви, а исключительно об экономической целесообразности.
Года полтора назад один из интернет-журналов, работающих с фитнес-тематикой, взял у меня интервью на тему фитнес-бизнеса в России. В числе прочих был и вопрос о том, как я оценивают перспективы Cross-Fit как продукта, который на тот момент был ажиотажной новинкой фитнес-рынка. Я ответил то, что действительно думаю об этом, причем не о самом методе тренировок, а о его коммерческих перспективах в российских фитнес-клубах. Когда мне говорят о перспективе, я подразумеваю под этим надежду на то, что продукт принесет заметную прибыль в ближайшей и дальней перспективе. Самый важный вопрос состоит в том, стоит ли вкладывать в него деньги в надежде заработать. С этой позиции я оценил новый продукт довольно скептически, ссылаясь, во-первых, на печальный опыт попыток внедрения всевозможных ажиотажных «инновационных» продуктов в фитнесе и больших надежд, которые на них возлагали. Увы, надежды никогда не оправдывались, и те из моих читателей, кто давно работают в фитнесе, могут привести сами массу примеров. Во-вторых, я подчеркнул важную особенность метода, который обрекает его непопулярность. Об этом говорилось выше, но я повторю, так как это важный нюанс. Cross Fit – это физически тяжело, а наш массовый(!) клиент любит лишь те уроки, на которых можно филонить. В конце интервью я высказал мнение, что Cross-Fit потеряет популярность, и через пару лет о нем практически забудут все, за исключением отдельных энтузиастов.
Я выразил свое, причем аргументированное мнение, но то, что случилось потом, меня удивило, хотя меня трудно удивить чем-то в сфере фитнеса. Часть читателей паблика согласилась с моим мнением, часть – выслушала, подискутировала, но осталась при своем, и это вполне приемлемая манера обсуждений любых вопросов в цивилизованном обществе. Но отдельные персоны удивили: на меня обрушился вал негатива самого разного толка, вплоть до обещаний «приехать и разобраться по-мужски». Я, конечно, моментально возгордился. Когда некто юный, раза в три моложе, задорно предлагает «мужскую разборку» лысому пожилому дядьке, значит, нутром он воспринимает его как достойного соперника. От таких витиеватых комплиментов я мог только возгордиться! Однако прошло больше года, и что-то никто из персон, жаждущих со мной разобраться, так и не приехал. Наверное, в стране проблема с билетами, ну, это понятное дело. Впрочем, и энтузиасты из Петербурга, которым ехать недалеко, не пожаловали меня личным знакомством, предпочитая бурчать что-то нечленораздельное по интернет-углам.
И вот что интересно: когда я высказывал обоснованное скептическое отношение к некоторым фитнес-продуктам, их поклонники не жаждали меня поколотить. Например, после статьи о методе EMS никто не засадил в меня электрод в темной парадной. После статьи о Pole Dance на меня не напала толпа красивых девушек с намерением побить меня пилонами. Отзывов адептов и поклонников было много, но все, в общем-то, понимали, что речь идет об экономике, и признавали мои аргументы. Любовь – любовью, а деньги - деньгами, это понимает человек даже средних умственных способностей. Во всяком случае, дискуссии проходили в сугубо цивилизованных рамах. Однако среди любителей Cross-Fit попалась пара-тройка идиотов, которые начали плеваться, скрести пол когтями и трясти клетку. Вот я и думаю, может быть, некоторые физиологи правы, и особенности двигательной активности человека связаны с развитием интеллекта не только в раннем возрасте, но и в летах? Тогда напрашиваются очень нехорошие выводы.