Солярий. Просим пожаловать в ад
Есть такая увлекательная игра - русская рулетка. Правда, увлекательной её признают, в основном, зрители.
Правила игры в рулетку просты, и все их знают: барабан револьвера, один патрон, а дальше все очевидно, вопрос только во времени. Но что бы вы сказали, если бы в барабан револьвера для игры зарядили не один, а пять патронов? Или вообще вставили пулеметную ленту на несколько десятков патронов, чтобы игра стала предельно увлекательной? А что бы вы подумали об игроке, который придирчиво интересуется: «А патроны у вас свежие? Когда меняли? Недавно? Ну, ладно, буду стреляться». Надо же, какой эстет! Ему, видите ли, важно, чтобы в голове появилась аккуратная дырочка, а не безобразная дырища, окаймленная вышибленными мозгами. Впрочем, он уверен в том, что обязательно промахнется, ведь только лохи проигрывают, а он – не лох, конечно.
Это я о солярии, а также персонах, которые им пользуются. Отдельные читатели, точнее, читательницы, в этом месте встрепенулись, возмутились покушением на святое и решили не читать дальше. Не торопитесь, о прекраснейшие, лучше сделайте над собой усилие и дочитайте до конца. Букв будет не слишком много, обещаю. Впрочем, со всем блеском человеческой логики можете потом сказать что-то типа «ну да, все понимаю,… но ведь хочется!!»
Термин «солярий» многозначен. Это и техническое устройство для облучения ультрафиолетовым излучением, и помещение, где это устройство установлено, и даже предприятие, работа которого состоит в продаже клиентам времени облучения. Я буду использовать этот термин в статье, не поясняя, о каком его значении идет речь, поскольку уверен, что читатель легко разберется.
В техническом смысле солярий принципиально не отличается от газоразрядной осветительной лампы. В стеклянную трубку закачивают газы или пары металлов (ртути), подают на электроды напряжение, что приводит к возбуждению электрического разряда и свечения в определенном диапазоне электромагнитных волн. Состав газов или паров побирается таким образом, что спектр оптического излучения ламп получает сдвиг в сторону ультрафиолета. Как известно, при воздействии на кожу человека ультрафиолетовое излучение вызывает образование темного пигмента – меланина, который, в свою очередь, защищает кожу и подкожные слои от воздействия этого излучения, поскольку любое жёсткое волновое воздействие может привести к дефектам элементов клеточной структуры, в частности, ДНК, и стать причиной вредных мутаций. Кроме того, жёсткое излучение может запустить механизм размножения раковых клеток. Следовательно, загар – это защитная реакция организма на опасный фактор воздействия. Для тех, кто предполагает, что термин «жесткое излучение» не относится к ультрафиолету, хочу сообщить, что ближайшими соседями этого диапазона являются замечательные видимые фиолетовые и темно-синие цвета, зато с другой стороны – невидимое рентгеновское излучение. Никому не хочется позагорать перед раструбом рентгеновского аппарата? Уверяю, красивый каштановый загар придет очень быстро, только вот любоваться им будете не долго. Те, кто не спали на уроках физики в средней школе, возможно, помнят, что в спектре электромагнитных волн нет границ, поэтому разговоры о «мягкой» или «жёсткой» части диапазона условны. Продавцы соляриев горячо убеждают рынок в том, что их лампы – самые мягкие, просто нежные, и оказывают на организм исключительно полезное действие. С таким же успехом можно рекомендовать поглощать стрихнин крошечной десертной ложечкой, а не запихивать в рот половником. Эффект тот же. Еще раз повторим, что вожделенный загар – это реакция организма на потенциально смертельное воздействие. Нет воздействия – нет реакции и, по логике отсутствие загара говорит о том, что человек находится в безопасности.
Подвергать себя смертельной опасности в здравом уме не будет никто, но почему-то в отношении солярия это правило не работает. Нет, все-таки человек - удивительное, даже парадоксальное существо, поскольку ему, единственному представителю животного мира, удается подавлять инстинкт самосохранения ради вымышленной цели, речь о которой пойдет ниже.
Если люди готовы покупать смертельный товар, очевидно существование сильнейшего мотива к покупке. Вопреки широко распространенному мнению малограмотных «маркетолухов», люди никогда не покупают их замечательные товары, они готовы платить только за решения проблем. Покупая кусок хлеба, человек покупает решение проблемы голода. Покупая автомобиль по карману, человек покупает решение проблемы перемещения из точки А в точку Б. Если он покупает автомобиль, который ему явно не по карману, с обременительным кредитом, долгами, стрессами на долгие годы, очевидно, покупатель руководствуется сильнейшим мотивом, который перевешивает все перечисленное. В данном случае он приобретает не средство перемещения в пространстве, а статусный символ, который поможет ему убедить мир в том, что у него некая часть тела - весьма больших размеров. Можно сказать, что он приобретает не товар, а радость от обладания товаром, то есть чистую эмоцию, а за чистую эмоцию можно заплатить дорого! При этом размеры обозначенной выше части тела – переменные, и, если автомобиль запредельно дорогой, эта часть тела, размер которой так волнует человека, в его представлении не уступает габаритам пирамиды Хеопса. Меряться размерами отдельных частей тела – любимое занятие большой части людей, без различия пола и возраста, а уж когда речь идет о людях, для которых статус – это все, то о чем говорить? Они готовы поставить на карту даже саму жизнь.
В настоящее время популярность соляриев сильно упала по сравнению с прежним уровнем, когда на рынке был ажиотажный спрос и студии загара появлялись как грибы после дождя, но их еще много. Чтобы понять, почему множество людей стремились к приобретению загара, и почему они еще не перевелись (точный, но мрачноватый каламбур получился), следует сделать небольшой экскурс в историю.
Вплоть до конца XIX века в Европе и Азии темная загорелая кожа выдавала людей физического труда, прежде всего, крестьян, которые проводили много времени под открытым небом. Естественно, аристократы и зажиточные люди стремились всеми силами дистанцироваться от любого намека на плебейское происхождение, поэтому в этой среде были в ходу средства, которые делали кожу белее. Во-первых, в ходу была одежда и головные уборы, которые помогали максимально защитить лицо от Солнца, во-вторых, активно использовались косметические средства, отбеливавшие кожу. Иногда эти средства были прямо-таки варварскими. Например, красавицы со времен Древнего Египта до новейшего времени отбеливали кожу составами на основе свинца и ртути, с вполне предсказуемым результатом для здоровья. Всех устраивал эффект отбеливания, то есть бледность кожи, обусловленная хроническим отравлением. Осознание вреда от последствий таких варварских методов пришло лишь в конце XIX века, и в ходу остались лишь пассивные методы предохранения от загара – широкополые шляпы, вуали, закрытые платья. Однако случилось неожиданное событие, вернее, цепь событий, которые перевернули все с ног на голову.
Как это ни покажется странным, цепочку радикальных изменений в моде на цвет кожи запустила… война. В 1871 году Франция с треском проиграла войну Пруссии. Анализ причин поражения выявил огромное отставание французской экономики, и в итоге привел к бурному промышленному росту. В частности, одной из проблем были признаны плохие дороги. Например, для путешествия из Парижа на юг, в Марсель, требовалось до двух недель утомительного путешествия в карете. Без развитой дорожной сети невозможен никакой экономический рост, поэтому страна быстро покрылась сетью отличных дорог с брусчатым и даже новомодным асфальтовым покрытием. Теперь путь до средиземноморского побережья занимал не недели, а дни, поэтому возросла интенсивность не только экономических перевозок, но и путешествий. Кто мог в те времена позволить себе просто путешествовать? Конечно, аристократы, да и просто богатые люди, которые располагали свободным временем и деньгами. В каком направлении будут путешествовать праздные люди зимой, осенью или ранней весной? Естественно, туда, где теплее, то есть на благословенное побережье. Именно тогда в среде парижской аристократии стало модным покупка или строительство летних шале́ в небольшой рыбацкой деревушке на побережье под названием Ницца. Это место стало очень популярным, причем настолько, что не ездить в Ниццу и вообще к югу могли позволить себе только местные «печорины», на словах отвергающие «этот скучный свет». Южное солнце оставляло на лицах аристократов неизгладимый след пребывания в модном месте, и загар моментально стал статусным символом принадлежности к высшему обществу. Есть загар – ты принадлежишь к избранным, нет - ты плебей. Точно так же раньше белизна лица была статусным признаком. Как известно, одна из основ моды – попытки подражания низкого сословия известному или денежному кумиру. Ничто так не радует душу плебея, как возможность быть похожим на богатого и удачливого хоть чем-то. Именно поэтому мода на загар охватила все слои общества, а тут еще и удачно подоспело открытие витаминов, в частности, витамина D. Загар был провозглашен не просто модным, но и полезным, а дальше сработал принцип «спрос рождает предложение», что и привело в итоге к появлению новых устройств – соляриев. Как мы видим, здесь произошло причудливое смешение мотива стремления к статусному признаку – загару как атрибуту богатства с попыткой оправдания – «ведь полезно».
Забегая вперед, следует отметить, что польза загара как фактора, который способствует образованию витамина D, несколько преувеличена, поскольку для получения необходимой дозы ультрафиолета человеку достаточно находиться днем на улице в течение 10-15 минут. Даже в пасмурный день он получит достаточное количество излучения, причем для этого нет необходимости полностью обнажать тело, достаточно лица и рук. Так что многочасовое пребывание «на пляжу в неглижу» не имеет никакого смысла для здоровья. Однако кто об этом знает?
Что касается эстетической привлекательности темной кожи, тут, как говорится, на любителя: кому-то нравится, кому-то – нет. Однако кожа, подверженная хроническому лучевому ожогу (а загар – именно это самое и есть), явно быстрее стареет и покрывается морщинами. Не будем вдаваться в подробности этого процесса, но он очевиден. Интересно, что наряду с бумом на солярии имеет место бум … на средства защиты от Солнца, причем последний явно значительнее. Что ж, это еще одно из бесчисленных доказательств противоречивости и абсурдности человеческого поведения. Бизнес лишь эксплуатирует это качество.
Однако все эти «микропользы» меркнут на фоне многочисленных доказательств тотального вреда для здоровья человека избыточного ультрафиолетового облучения. И в этой теме начинаются пляски с бубном!
Все началось с того, что в июле 2009 года на сайте ВОЗ был размещен доклад, утверждающий, что ультрафиолетовое облучение способствует развитию рака кожи (меланома). Стоит отметить, что ученые начали подробно исследовать влияние искусственного ультрафиолета на организм человека с 1992 года. Тогда их воздействие осторожно классифицировалось как «возможная причина заболевания раком», но статистика – упрямая вещь, с ней спорить невозможно. Она выявила прямое совпадение динамики роста количества соляриев во всем мире и числа зарегистрированных онкологических заболеваний кожи. В частности, меланомы – одного из самых агрессивных видов рака. Заметим, эти статистические исследования проводились в отрыве от изучения связи частоты возникновения раковых заболеваний и возрастания моды на загар. Там своя статистика, не менее впечатляющая.
В связи с полученными данными ВОЗ отнесла солярии к «факторам наиболее высокого риска онкологических заболеваний». ВОЗ приравнял солярий по уровню вредности к алкоголю и табаку. Последние исследования показали, что возможность заболеть раком у любителей искусственного загара возрастает на 75% по сравнению с теми, кто избегает этого. Врачи призывают салоны красоты информировать своих клиентов о возможных последствиях. Вы видели такие предупреждения? Нет, но протестов против «безграмотной позиции коррумпированной ВОЗ, лоббирующей интересы производителей защитных средств и препаратного автозагара» - сколько угодно. Например, в одной пафосной статье в защиту соляриев автор с рыданием поведал о том, что «43% населения Австралии страдает от рахита, обусловленного недостатком витамина D» и призвал население чаще загорать. В Австралии… Тогда уж давайте сразу объявим «солнечными рахитами» жителей региона Сахары, народ у нас бесхитростный, в школе учился плохо, проглотит и это. Например, он с радостью принимает байку о том, что со временем старые лампы для солярия становятся вредными, так как дают «все более жесткое излучение», и их необходимо менять на новые. Поэтому в любом солярии вы увидите объявление о том, что лампы поменяли «ну буквально только вчера», а бесхитростные владельцы соляриев без конца меняют весьма дорогие лампы. Торговцам в изворотливости не откажешь, использовать страх не шибко грамотных людей для увеличения продаж – эффективный прием. Не буду вдаваться в физику процесса, поскольку большинство читателей впадет в ужас уже от первых слов. Коротко: подобное заключение аналогично предположению о том, что лампа накаливания со временем излучает больше энергии, причем с переходом от оптической к рентгеновской части диапазона, постепенно превращаясь в адскую лампу смерти. Если у вас дома горят старые лампы, вы уже облучены так, что сами светитесь по ночам. Нобелевскую премию за обнаружение нарушения фундаментального закона сохранения энергии – в студию!
Впрочем, подобные приемы не помогают, и в некоторых странах солярии законодательно отнесли к медицинскому оборудованию, а искусственный загар – к медицинской процедуре, которая показана только по рекомендации врача. Во многих странах использование солярия требует медицинской лицензии, а частным лицам установки не продают. Хотите пользоваться солярием – будьте любезны предъявить направление врача или справку, обычно от онколога. В России до этого пока далеко, но медики не дремлют, разговоры об этом активизируются, и это правильно.
Спрос на услуги солярия в мире после пика 70-х годов существенно упал. Основная причина – более высокая осведомленность потребителя о вреде избыточного и искусственного загара, публикация печальной статистики. В общем, самосознание массового потребителя растет. Однако торговцы не сдаются, и на снижение уровня продаж они ответили выводом на рынок «безопасных» устройств – коллагенариев. Это устройство, которое позиционируется продавцами оборудования как альтернатива солярию и оснащается лампами, излучающими свет в синей (около 420 нм) и красной (около 630 нм) оптической части спектра. Если судить по списку медицинских противопоказаний, которые не афишируются при продаже услуг коллагенария, его применение практически не отличается от использования солярия по уровню риска для здоровья человека. Как говорится, «те же яйца, только в профиль». Есть желающие поспорить? Без проблем, только я обязан предупредить, что являюсь по первому образованию физиком, так что бой будет проходить в слишком разных весовых категориях. Впрочем, опровергать вообще всю науку – один из трендов современной жизни, следствие падения общего уровня образования, формирования у масс детского интеллекта. Люди готовы поверить в любую глупость, и никакие аргументы просто не доходят до неразвитого мозга, так что боя не получится. Да, ЕГЭ даром не проходит, и удивляться тому, что треть людей не приемлет идеи шарообразности Земли, не приходится. Какая уж тут биофизика?!
Надеюсь, после всего сказанного, читатель примет мою аллегорию с револьвером для игры в «русскую рулетку», заряженным не одним патроном, а целой лентой. Фраза «загорайте на здоровье» теперь звучит аналогично выражению «крутите барабан с энтузиазмом». И уж конечно, загорелый труп выглядит красивее бледного!
В завершение статьи предлагаю несколько изменить фразу, которая прозвучала выше: «ну да, все понимаю,… но ведь хочется, прямо до смерти!!» Вот теперь – в точку.