Открываем и консультируем фитнес-клубы, отели, СПА-центры и санатории

coach_tony.jpg

Бизнес-тренер, коуч и мотиватор

Попробуем разобраться, есть ли между ними сходство и различие, какой смысл и содержание имеют оба термина

Термины «бизнес-тренер» и «коуч» встречаются в информационном пространстве с одинаковой частотой. Попробуем разобраться, есть ли между ними сходство и различие. Попутно попытаемся понять, какой смысл и содержание имеют оба термина, а также какой смысл имеет примкнувший к ним узкопрофессиональный термин «фитнес-коуч» или, что встречается чаще, «специалист по мотивации».

Вот что написано в Википедии: «Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей».

Если коучинг выступает как антитеза менторству , целесообразно разобрать и это понятие, тем более что противопоставление выглядит однобоким.
Менторство как метод обучения является ни единственным, ни самым эффективным, если под эффективностью понимать знания слушателей. В русском языке выражение «менторский тон» имеет негативный оттенок и применяется в качестве описания особой манеры воспитания или преподавания – говорить свысока, безапелляционно и даже занудно. Менторская манера обучения не предполагает обратной связи между учителем и учеником, исключает малейшую степень критического восприятия последним информационного контента и сводится к последовательному зачитыванию учебного материала. Ментор не любит вопросов, так как вопрос – это отражение сомнений слушателя. Напротив, сократическая манера обучения делает основой методики постановку вопросов. Искусство учителя состоит в том, чтобы сформировать перед слушателями последовательную цепочку вопросов, ответы на которые дают они сами, постепенно приближаясь к истине. Такой метод требует и высокого уровня профессионализма, и развитого интеллекта преподавателя. В результате применения сократического метода слушателям обеспечивается высокий уровень понимания и усвоения материала. Это вполне объяснимо, так как «сократический» учитель помогает слушателям найти ответы в своей голове, открывая их сознание и стимулируя процессы мышления. Ум – это способность к размышлению, а не свойство простой фиксации информации. Если ментор учит просто складировать факты, то «сократический учитель» - оперировать с ними, то есть думать. Сократический метод обучения ориентирован на развитие умственных способностей подопечных, и это его единственная цель. Можно сказать, что подопечные такого учителя становятся умнее. Однако при использовании сократического метода труд учителя весьма сложен. Он сам должен обладать умом, а не примитивным умением зачитывать тексты. Понятно, почему этот метод берут на вооружение лишь немногие преподаватели.

Напротив, преподавателем-ментором может выступать любой индивидуум, который в состоянии тупо изложить заученный текст, даже написанный другим лицом. Это не составляет труда, поскольку для членораздельного зачитывания не нужен даже головной мозг, вполне достаточно спинного, и это очевидный плюс для «преподавателя». По этой простой причине в любой сфере знаний среди преподавателей-менторов, даже титулованных, встречаются люди феноменальной глупости и безграмотности. Такой метод для них особенно привлекателен, поскольку имеет еще один плюс: низкие результаты применения менторского метода обучения всегда можно списать на глупость слушателей. При сократическом методе это не получится, потому что общение преподавателя и его подопечных сразу остановится, как только они не смогут найти ответ на очередной вопрос. Эта остановка является индикатором ошибки, и преподаватель будет вынужден вернуться к началу построения логической цепочки «вопрос-ответ», чтобы последовательно искать слабое звено. Следовательно, менторский метод обучения, не стимулирующий слушателя к размышлениям, фактически делает его глупее. Тем не менее, менторы составляют большинство среди преподавателей, поскольку по формальным критериям они излагают учебный материал в объеме, установленном планом обучения. Такой подход и изложению характерен для многих лекторов форумов в сфере фитнеса. Большинство из них, к сожалению, мало того, что годами рассказывают об одном и том же, но еще и делают это крайне непродуктивно. Самый распространенный «методический прием» на таких лекциях – тупое зачитывание страниц презентаций Power Point, выведенных на экран. Получается и скучно, и не интересно. Неудивительно, что такие «гуру» пользуются не слишком большой популярностью у слушателей, и лекционные залы остаются полупустыми.
Можно сказать, что менторство, как метод преподавания – именно то, что в просторечии называют «днище», то есть хуже некуда. Поэтому по сравнению с этим самым днищем любой другой метод может показаться светочем истины, пусть даже этот светоч лишь на миллиметр поднимается над менторством. На фоне нуля очень легко выделиться.

Если принять во внимание сказанное, можно с уверенностью утверждать, что статью для Википедии, в которой приводится определение коучинга, писал коуч или она скомпилирована из книги по коучингу, благо, этих книг на полках книжных магазинов просто залежи. Такое впечатление, что «писучих» коучей больше, чем их жертв. Из определения следует простой вывод: коучинг – это наше все. Ну, кто бы сомневался, по сравнению с нулем – оно конечно! Однако обращаю внимание читателей на один лукавый прием: в данном определении коучинг, как «современный метод», свысока противопоставляется обучению (по мнению автора, замшелому методу) и параллельно объявляется «методом консалтинга и тренинга». Но как показывает печальная практика, там, где появляется термин «консалтинг», исчезает всякая конкретика, а именно числа, факты, адреса, имена, и ответственность за результаты. Кстати, коллеги, ценная информация для моих активных «доброжелателей»: если хотите меня задеть, назовите консультантом. Если же хотите разозлить – бизнес-тренером. Господа, мы клубы строим, а вы нас обзываете всякими словами.
Итак, бизнес-тренинг и коучинг объявляются способами целеполагания. С этим трудно не согласиться. Цели четко определены, только проблема заключается в том, что не совсем понятно, о чьих целях идет речь – о целях объекта коучинга, то есть подопытного человека, или о целях самого коуча?

Чтобы разобраться, необходимо проследить историю вопроса. Откуда взялся коучинг? Сам термин и метод возникли как побочный продукт совокупности приемов манипуляции сознанием внушаемых людей, передергиваний и подтасовок, обрывков информации, грамотного маркетингового продвижения и рекламы, организации продаж, то есть всего того, что составляет суть такого занятного феномена как «психоанализ». Коротко суть психоанализа как метода продаж можно сформулировать так: сначала человека убеждают в том, что у него есть проблема, а потом эту проблему ему же и продают, а лучше, продают абонемент на постоянное решение проблемы.

Внимательный читатель в этом месте обязательно отметит противоречие: автор неоднократно и аргументированно доказывал, что желание неопытного предпринимателя убедить рынок в достоинствах своего новаторского товара никогда не приводили к успеху. Рынок покупает только то, в чем есть потребность, пусть и не явно выраженная. Все это действительно так, но есть одна лазейка: иногда успех зависит не от специфики самого товара, а от формы его подачи, точнее, от оболочки, в которую он завернут. Вот пример, далекий от фитнеса: французский рисовальщик Поль Гоген, убежав в Полинезию, присылал оттуда жанровые картинки, довольно интересные, но не более. На шедевры живописи его гуаши, откровенные для пуританского XIX века (девушки топлесс!) никак не тянули. Однако в Париже дело по продвижению взяла в железные руки его супруга, которую не волновало, чем занимается её муж с полинезийскими «вахинами» в перерывах между наркотическими и алкогольными эксцессами. Бизнес и еще раз бизнес. Она подкупала журналистов и галерейщиков, чтобы картинки продвигались под флером моветона и даже откровенного разврата. Все дико возмущались, публика кипела негодованием, но… покупала. Попробовала бы она сейчас продать такую невинную «обнаженку». С продвижением психоанализа как товара случилось то же самое. Главным термином нового «учения» стало табуированное в то время понятие – секс. Единственным элементом, на котором строилось продвижение методов психоанализа, был половой вопрос, неприемлемый для малейшего обсуждения в викторианскую или эдвардианскую эпоху. Обсуждать не обсуждали, но зато как втайне интересовались! Люди начали читать книги, в которых все проблемы сводили к сексуальным табу и скрытым девиациям. «У тебя нет отклонений? А если найду?» В то время лозунг «все болезни от нервов» в широких кругах умствующей недоученной интеллигенции заменился на «все проблемы – от неправильного секса». И эти самые широкие круги сразу начали жаждать, чтобы их избавили от всего неправильного. Раньше-то они занимались этим самым в свое удовольствие и не знали, что все неправильно, а теперь их убедили в этом. Представьте себе среднего внушаемого, не шибко умного человека, у которого слегка прихватило живот от съеденного накануне. Один врач говорит ему: «Не беспокойся, попей водички кипяченой денек, отдохни, и все пройдет. А не пройдет, мы завтра спокойно посмотрим, как и что». Другой: «О. это крайне сложный случай – подострое воспаление синусного крабовидного сплетения! Необходимо экстренное лечение, иначе ничего не гарантируем, ничего! Вы меня понимаете, конечно?» Ну и кому поверит наш невротик? Конечно второму, и будет покупать у него ненужное лечение, и хорошо, если оно не приведет к болезни, что весьма вероятно. «Конечно, понимаю, ну кто же не знает о подостром воспалении синусного крабовидного сплетения?! Я так и чувствовал, оно, именно подострое!» Так уж устроен современный человек: его мнительность не уступает желанию показаться умнее, чем он есть, что еще усугубляется тотально низким уровнем образования. Именно этим и пользуются предприимчивые продавцы «методов психоанализа», сначала убеждая человека в том, что у него есть большие проблемы, а потом предлагая ему товар – решение проблем, желательно длительное. Хорошо еще, что они не действуют как автомобильные гиганты, создавая заведомо хрупкие узлы в автомобилях, чтобы те быстрее ломались, и тогда на продаже услуг по замене и ремонту можно много заработать. Точно так же сейчас строят дороги, ремонтируют коммуникации, лечат зубы и много чего еще. Сделаешь на века – проиграешь, создашь перманентную проблему – будешь зарабатывать постоянно.
Товар оказался на редкость удачным. Себестоимость нулевая: снимаешь кабинет, вешаешь на стену красивый диплом от «международного института тыр-пыр терапии», ставишь кушетку, садишься в мягкое кресло, складываешь пальцы домиком, учишься перед зеркалом с умным видом тянуть гласные и кивать – и начинаешь прием. Главное – никому не говорить ничего определенного и не давать советов. Второе – вообще святое, основа профессиональной, так сказать, этики. А как же иначе, за советы ведь спросить могут! Это только врач скорой помощи советы дает, да еще и сам норовит шприц воткнуть, иначе больной помрет. Это низкий жанр, а тут надо ответы искать в себе, желательно, подольше, двадцать сеансов – минимум. Хороший бизнес, не правда ли, не хуже наперстка? А реальная помощь? Вспоминаю разговор с одной из дам – «коучей». Когда я высказал свое сомнение в продукте, она с возмущением заявила: «Вы ничего не понимаете! Моя клиентка замуж вышла, а раньше не могла! Метод работает!». Потом помолчала, пожевала губами и недоуменно сказала: «И почему через месяц с балкона спрыгнула, не понимаю…».

Давай-ка закрывать этот гештальт, уважаемый читатель, и перейдем к фитнесу.Естественно, на ниве копания в душах случился переизбыток коучей, и они полезли во все области человеческой деятельности. Бизнес как социально-экономический феномен, тоже не избежал этой болезни. Бациллы коучинга присутствуют в нем в виде штамма «бизнес-тренеров» и «мотиваторов». Первые окучивают инвесторов и руководителей, вторые – клиентов.У первых есть ряд видовых признаков, по которым их сразу можно вычислить на любом публичном мероприятии. Перечислим их.

  • Бизнес-тренер очень гордится этим названием, но прибавляет к нему что-то вроде «всем известный…», тем самым намекая неофиту на его дремучесть. Ну как же, не знать такую звезду?! В крайнем случае, персонаж представляется какой-то неопределенной должностью. В ходу следующие шедевры мысли: «специалист по управленческим решениям», «кризисный директор», «специалист по изменениям», «известный блоггер», «куратор бизнес-процессов».
  • Умение немедленно и без подготовки долго говорить на любую тему, избегая чисел, ссылок и точных формулировок. Главное – излучать уверенность в себе и улыбаться на 64 зуба
  • Время от времени вбрасывает эпатажные фразы, лозунги, призывы к активности аудитории. Часто отпускает двусмысленные шутки и рассказывает сальные анекдоты. Элементы шоу приветствуются: шарики, фейерверки, музыка, звезды и весь этот мусор.
  • Элегантный костюм, который носится не без изящества. Цена костюма варьируется в зависимости от стажа. У известных краснобаев – подороже, у начинающих трепачей – подешевле. Галстуки выбирать явно не умеют. Обязательно имеет место дорогой аксессуар – часы, ручка с золотым пером, смартфон последней марки, обычно IPhone. Последний убойно действует на самых беззащитных жертв - молодежь. В течение лекции покажет его всем хотя бы раз.
  • Рассказывает о себе долго и с восторгом. Истории обязательно должны включать в себя фразы типа «когда меня принимали в Риме (Лондоне, Париже)», прозрачные намеки на знакомство с сильными мира сего, богема тоже подойдет, тут все определяется аудиторией. Персонаж со стажем строит повествование так, что слушатели не сомневаются в том что все, на кого он намекал, обязаны своими успехами Самому.
  • Периодически переходит на рассказы о жертв.., пардон, о счастливчиках, которые обрели счастье через общение с бизнес-тренером. Истории должны быть самыми яркими, например «Менеджер по продажам Вася из Мухосранска после курса зарабатывает 9 миллионов в месяц!». Чем более идиотским является подобный месседж, тем больше эффект. Не торопитесь смеяться, посмотрите на лица тех, кто это слушает, и вам, о вменяемые из моих читателей, станет страшно. Это лица зачарованных бандерлогов. Конечно, на мудрого удава Каа наш «бизнес-тренер» явно не тянет, но в зале вряд ли присутствуют те, кто это в состоянии заметить. Восторженные от рождения девушки от 17 до 50 лет составляют подавляющее большинство слушателей персонажа.
  • Если его просят оценить позиции конкурентов по стрижке бабла, отвечает либо резко негативно, с элементами истерики (новичок), либо (ветеран трепологического фронта) укоризненной полуулыбкой модели «ах, наивные мои, дети малые».
  • Как правило, за лекцию ничего не берет, но активно сообщает всем свои контакты, на которые необходимо слать заявки с целью получения порции безграничного счастья.
  • У персонажа со стажем непременной частью спектакля выступает столик с тонкими брошюрками, написанными шаловливой ручонкой Самого. Естественно, о себе, о чем же еще? Обложки не поражают разнообразием: на них – только Сам, обязательно в вариантах позы роденовского мыслителя, правда в фотошопе, потому что без правки смотреть не на что. Приветствуется фото мужественного профиля. В последнее время успехом пользуется лысина, часто в сочетании с бородой. Борода носит следы ежедневного поклонения и ухода, следов вчерашнего завтрака, как у многих простых парней –тренеров, не содержит.
  • Активно раздает автографы и фотографируется с самыми хорошенькими из дуроч… пардон, слушательниц. Берет у них контакты, конечно же, для рассылки дополнительных материалов, а вы что подумали?
  • Никогда не отвечает на вопрос о том, какие у него есть реальные проекты, никогда не дает контактов руководителей этих проектов. Если вопрос прозвучал в начале лекции, делает из автора вопроса мальчика для битья, обращая не него всю иронию и формируя негатив толпы. Если в конце – игнорирует.
  • Никогда, повторю, никогда не оставляет времени для вопросов слушателей. Время для выражения восхищения слушателей оставляет непременно, но тщательно фильтрует контент. За малейший уход от темы восхваления «банит» моментально.
  • Чаще – мужчина, но в фитнесе среди «бизнес-тренеров» полно и женщин. Специфика вида деятельности.
  • Бизнес-тренер от фитнеса часто выступает в майке, открывающей бицуху, костюмы игнорирует, да у него их и нет. Однако дамы от фитнеса – просто верх элегантности, без всякой иронии!
  • Обожает посылать слушателей в свой Instagram. Его страница по смыслу и сути выглядит как мастурбация на самого себя. Да простят меня деликатные дамы, я долго думал, как бы деликатно написать, но ничего не придумал. Каюсь!
  • Самый ненавистный вопрос для него – о том, где можно познакомиться с клубами, которые он создал, вел, управлял. Кстати, если управлял – это еще не значит, что делал это успешно, автор знает массу «управленцев со стажем», которые методично доводили до убытка все клубы, в которых работали. Буквально только что встретил на FB информацию о том, что некая петербургская дама, «с 12 годами стажа в фитнесе» (все встали!), читает в Москве лекции по управлению клубом. В информации перечислены клубы, где она работала, правда, не написано, что из всех ее попросили на выход. Очевидно, за большие экономические успехи. Впрочем, ее взяли поруководить очередным клубом. Ну, ничего, развалит – опять уйдет, где-то подберут, Россия большая, а себя продавать дама умеет.

И на закуску – еще один вид одноклеточного – «специалист по мотивации». Если задуматься, то распространенность темы о мотивации человека по разрушительности последствий не уступает эпидемии чумы. Все говорят о важности мотивации, все ее жаждут, все ищут «специалиста, который меня мотивирует». А эти самые специалисты – просто герои дня. Откуда это взялось и в чем корни? Почему я считаю это явление настолько опасным, что сравниваю его с эпидемией? Разберемся.

Человек лежит на диване и мечтает о том, чтобы некто его поднял с дивана. Почему он не может этого сделать сам? По двум причинам. Первая – паталогическая лень. Вторая – кто-то сказал ему, что есть некто, который его поднимет. В одном мультфильме из нашего детства были два персонажа, которые в Тридевятом царстве все делали за своего хозяина – Вовку. Как весело мы смеялись, когда эти братья и ели за своего хозяина, чтобы освободить его от любой работы. Сейчас мы бы не смеялись, а сказали, что здесь имеет место взаимодействие человека и уважаемых специалистов по мотивации. Они просто помогли человеку, предполагается, что не даром, а за деньги, причем их количество пропорционально желанию персонажа мотивироваться на что-то. Если желание глубокое, то есть он патологически ленив, как бревно, то и деньги большие, ведь бревно поднять сложно.

Если человеку необходима мотивация для того, чтобы что-то делать, то постепенно ему понадобится специалист-мотиватор для всего. Встать с постели, пойти в туалет (а вы как думали? Представляете себе эту картинку?), приготовить завтрак, одеться – и для всего этого нужен мотиватор? Ах, ну да, это вы делаете сами, мотиватор нужен вам для тренировок. Это пока, а дальше? Памперс? Вытирание соплей заботливой рукой?

Может быть, я кому-то покажусь резким, но позволю себе высказать свою позицию по вопросу о потребности в мотивации. Люди, которым необходима мотивация чтобы не жрать, не пить, не курить, не лежать пластом в неге – отбросы эволюции, шлак и балласт, простые потребители ресурсов. Единственное, что они производят – органические удобрения. Человека от животного отличает наличие хотя бы минимальной воли, осознанной готовности следовать планам и намерениям. Если воли нет – оставайся за бортом, исчезновение бесполезных особей значительно улучшает генофонд. Поиск мотивации – не более чем маскировка отсутствия элементарной дисциплины и хотя бы зачатков воли. Всегда и везде, в любую историческую эпоху, в любом человеческом сообществе, в любой сфере деятельности лидировали люди дисциплины, а люди мотивации были балластом и тормозом развития. Тратить драгоценную энергию на то, чтобы поднять с постели какую-то человеческую колоду, уговаривать, пинать – это ненужная роскошь. Пусть валяется дальше.

Тысячи людей, которые платят большие деньги, часами стоит в очередях, чтобы послушать заезжего специалиста по мотивации (он-то, кстати, бизнесмен) – это картина Апокалипсиса. У меня эта толпа ассоциируется с плебсом периода упадка Римской Империи. Этим тоже не нужно было ничего, кроме «хлеба и зрелищ», бесплатных раздач и бесплатных гладиаторских боев, больше их ничего не мотивировало на какое-то подобие активной социальной жизни. И никто не заметил, что под стенами Рима уже стояли те, кому не нужна была мотивация – варвары. Пришла пора, и обленившийся. «немотивированный» римский народ был просто стерт из истории. Это было давно? Вы уверены? Оглянитесь, не стоит ли варвары под стенами ваших городов? И есть ли у них проблемы с мотивацией?

Всеобщая нацеленность на мотивацию – это яркий признак деградации общества. Общество – это каждый человек и в отдельности и все вместе. Если тебе нужна мотивация, и ты подменяешь ей элементарную самодисциплину, человек ли ты? Вряд ли. Если же человек, - встань и иди.