Открываем и консультируем фитнес-клубы, отели, СПА-центры и санатории

webinar_statia.jpg

Вебинары - плюсы и минусы

Учение - не простой процесс, и для овладения  новыми навыками, необходимо жертвовать и временем, и удобствам.

«Страшила, а как ты живешь без мозгов?

Прекрасно, Элли! Я еще и обучающие вебинары провожу!»

Фрэнк Баум. «Волшебник страны Оз» Современная редакция.

В расшифровке термина «вебинар» есть дезинформирующие элементы. Вообще-то «вебинар» - синоним более содержательного выражения – «онлайн-семинар». Однако информационная содержательность - не то же самое, что осмысленность, и я надеюсь, что к концу статьи читатель сможет в этом убедиться.
Вот самое распространенное определение, которое можно легко найти.

Онлайн-семинар (от англ. online — на линии, на связи) или веб-конференция, вебинар (от англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. Вебинары могут обладать функцией анонимности или «невидимости» пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга.

В первые годы после появления Интернета термином «веб-конференция» часто называли ветку форума или доски объявлений. Позже термин получил значение общения именно в режиме реального времени. В настоящее время вебинар используется в рамках системы дистанционного обучения.

Определение довольно длинное, читая его, можно потерять смысл, но я прошу читателя обратить внимание на упомянутую функцию анонимности и на возрастающую активность использования вебинаров для дистанционного обучения. Зачем это нужно – поймете.

У вебинара как формы общения есть несомненные плюсы.
Существенный плюс – это возможность «включения» в любой точке – дома, в дороге, на работе, да хоть на пляже. Не надо никуда добираться, терять время. Красота! Однако простота использования и практическая польза – далеко не одно и то же. Сначала нужно определиться с тем, что вы ждете от этого мероприятия. Если воспринимать вебинар как легкое развлечение, вроде телевизионной передачи, – тогда вопрос о месте становится определяющим, и здесь комфорт и удобство – главные критерии качества. Но что вы получаете от просмотра телевизионной передачи? Важную информацию? Навыки? Знания? Понимание истины? Не, вы получаете способ комфортного убийства времени - и не более того. Когда по окончании передачи вы оторветесь от удобного лежбища, то не станете умнее ни на йоту. Если же вы планируете получить знания, придется вас разочаровать, причем не по одному пункту, а по нескольким.

Во-первых, обучение – это не простое зачитывание материала «в одни ворота», а взаимодействие ученика и учителя. Опытный учитель постоянно контролирует процесс и корректирует его, когда это необходимо. Он всегда ориентируется на личность ученика, его индивидуальные особенности, уровень и характер восприятия. Здесь ученика можно назвать не подопечным, а партнером, и в процессе работы учитель приобретает новую информацию об особенностях восприятия, влияющих на процесс обучения, тем самым повышая свое профессиональное мастерство. Следовательно, термин «взаимодействие учителя и ученика» - не просто эффектная фигура речи, а объективная реальность. Однако все сказанное справедливо лишь для действительно профессионального учителя. Персону, которая тупо зачитывает в пространство класса или даже в Интернет-пространство некий материал, можно назвать не учителем, а плеером, не более. Зачитать материал может даже дебил, по сравнению с которым Страшила – титан ума. Настоящему учителю жизненно важно видеть живую реакцию своих слушателей, видеть их глаза, считывать мимику и другие невербальные сигналы, в конце концов, слышать их вопросы. Не видеть, что они пишут, а именно слышать, поскольку все мы прекрасно знаем, что для выяснения любых отношений важен именно словесный, а не эпистолярный диалог. В учении все обстоит точно так же. Настоящему учителю живая реакция подопечных важна как воздух, он без нее не может работать хорошо. А работать плохо не хочет!

Во-вторых, не следует забывать об известной мудрости: «истина постигается через страдание». Процесс учебы всегда связан если не со страданиями, то с самоограничениями. Учение - не простой процесс, и для овладения тем или иным информационным материалом, приобретения новых навыков, необходимо жертвовать и временем, и удобствам. Да, именно удобствами, потому что лежать на диване и смотреть на экран смартфона несравненно комфортнее, чем сидеть в аудитории. Однако так уж человек устроен, что расслабленность позы никак не способствует эффективности мыслительного процесса.

Что бы там не говорили поклонники пассивного усвоения информации, но не случайно эталоном образования считается классическое гимназическое. Старая школа со всеми ее минусами имела один существенный плюс: она выпускала очень образованных людей. То, что выпускник гимназии мог свободно говорить на трех европейских языках и на паре классических, типа латыни и греческого, никого не удивляло. Сегодня нас не удивляет средний ученик весьма средней школы, который за годы учебы (нет, лучше сказать за годы пребывания) овладел всего двумя эпохальными английскими фразами «ай донт ноу» и «ай дую милк». Возможно, не последнюю роль здесь играли, как бы сейчас сказали, «недемократические» факторы – дисциплина в организации процесса, строгость контроля, большое количество домашних заданий и… да, да… форма.

Странно, что приходится напоминать об этом в среде людей, хорошо знакомых со спортом. Спортивная тренировка – это учение, овладение новыми навыками, преодоление трудностей. Все прекрасно понимают, что спорт – цепочка самоограничений и многолетних усилий. Спортсменам не нужно объяснять, что для достижения результата необходима и дисциплина, и воля, и режим, и даже спортивная экипировка. Все это влияет на главное – достижение результата. Никто в этом не сомневается, но когда речь заходит об учебе, все куда-то пропадает, и мы не можем поступиться малейшим удобством. Заставить себя что-то сделать, поехать, прийти, заплатить деньги, в конце концов, – ой, это так сложно, где бы мотивировку найти, а лучше коуча-мотиватора? Куда деваются все качества, которыми многие наши коллеги так гордятся и принимают как естественную модель поведения в тренировочном процессе? Если главным критерием качества считать комфортабельность, вы ничего не добьётесь в спорте. Так почему же вы думаете, что можно чему-то серьезно научиться, если взять за основу комфортность обучения? Один и тот же человек неустанно глумит клиентов за лень и несобранность, и тут же в ответ на предложение чему-то серьезно научиться в ужасе закатывает глаза. Где логика?

Впрочем, пожалуй, мой обличительный пафос не совсем уместен. Я что-то слишком сильно наехал на одного из фигурантов «вебинар-обучения», оставив без внимания другого. Получается, что виновником сего сомнительного действа выступает только слушатель, его лень, отсутствие дисциплины и привычка к необременительной жвачке. Да, он виновник, но он одновременно и жертва тех, кто убедил его, наивного и очарованного псевдомогуществом Интернет-технологий, в том, что он может таким образом получить знания. Кто является самым пламенным трибуном современности? Вы думаете, писатель? Политический деятель? Титан мысли? Проповедник? Нет, обыкновенный продавец. Он вездесущ, и многие виды деятельности, которые всегда стояли в стороне от прямых продаж, сейчас стали их видами. Извольте.

Мы упоминали писателя – инженера человеческих душ? Вот с него и начнем. Писательское мастерство практически выродилась. Простота процесса написания книг необыкновенно облегчила труд писателя. Настучать на «клаве» романчик - это вам не девятикратное переписывание «Войны и мира», поэтому стать писателем в наше время может любая полуграмотная персона (слава программным редакторам!), и этот труд никак нельзя назвать титаническим. Простота обернулась потерей качества, и чтобы в этом убедиться, нужно всего-то зайти в ближайший книжный магазин, взять с разных полок пяток первых попавшихся книжонок и прочитать по одному абзацу. Если вы не воспитаны на классической литературе, возможно, вам это удастся без рвотного позыва. Конечно, вероятность попасть на талантливого автора, владеющего литературным языком, пока(!) имеет место, но она исчезающе мала на фоне титанической массы невнятных по содержанию и полуграмотных по форме текстов. Но почему эту макулатуру покупают? Причин всего две: сначала покупателя приучили к жвачке, точнее, низвели до уровня ее потребителя, а потом ее начали ему активно продавать, и в любом книжном магазине мы видим результаты этой активности. Если оценивать все это как бизнес – получается вполне успешно.

Кто там следующий? Политический трибун, борец за счастье народа? Надеюсь, в наше время уже не осталось наивных людей, которые не проводят параллелей между политикой и продажами? Власть – это деньги, и для ее достижения проводятся классические маркетинговые мероприятия, включающие в себя и рекламу, и производство товара. Если в книжном бизнесе товар до предела упрощен и соответствует низкому интеллектуальному уровню покупателя-читателя, то и в политике конечный продукт в виде политических лозунгов и обещаний тоже нельзя назвать сложным. Проще не придумать. Вот примеры: «отнять и поделить», «грабь награбленное», «раньше было лучше», «всем дадим денег», «они гнусные воры, а мы честные бессребреники» «с нами всего будет вволю». Просто, незатейливо, доходчиво, понятно любому идиоту. Если эти лозунги активно рекламировать, идиот этот товар покупает, только не за деньги, а за свой голос, но это не меняет сути процесса продажи.

Религия? Склонись, принеси дары идолу, или вещественные, или в виде «правильного» поведения, и в следующей жизни он тебе воздаст. Причем что интересно: воздаст или не воздаст, никто об этом оттуда не расскажет. Может и кинет, в бизнесе всякое бывает. Ты - мне, я – тебе, и кто скажет, что это не торговая операция? И при этом все религиозные доктрины считают добродетелью бескорыстие! Нет слов…
Искусство? Самим-то не смешно такие вопросы задавать?

При всех различиях во всех перечисленных типах товаров, просматриваются две ступени, которые безусловно обеспечивают высокий коммерческий эффект их продажи.
Первая ступень: необходимо создать предельно простой для потребления продукт, потому что потребитель сам прост и незатейлив, он боится сложного. Современный интернет-житель даже длинные комментарии не в состоянии читать, и рефлекторно пропускает тексты объемом более пары абзацев. Людей, которые выпадают из общего тренда низких запросов, единицы, и они не оказывают существенного влияния на массовый рынок.

Вторая ступень: необходимо использовать методы продаж, максимально эффективные для воздействия на мозг, лучше всего – лозунги и декларации, состоящие из примитивных утверждений. Практика показывает, что при использовании простых предложений, которым придаются ажиотажные детали оформления (восклицательные и вопросительные знаки, прямые обращения и другие), результативность продаж существенно повышается, причем даже в том случае, когда лозунг не содержит смысла или вообще является абсурдным по своей сути. Главное – форма, а не содержание, все равно никто не задумается. В результате применения такого приема мы получаем поразительные результаты. Один потребитель действительно верит в то, что бескорыстные банки при покупках дарят ему деньги, а кредиты – разновидность благотворительности, поэтому охотно берет их, точнее, покупает деньги у банка, становясь на долгие годы рабом, но с радостной улыбкой. Другой нисколько не сомневается в том, что вещество из этой банки поможет стать похудеть, из той, большой, - набрать массу без жира, а вот из той, что поменьше – оздоровиться и прожить на 50 лет больше. Причем быстро и без затей, и если ему сказать, что все пойдет медленно и с какими-то ограничениями – не купит. Если даже доказать, что это брехня – не поверит, и даже не услышит аргументов. Наивный «пикейный жилет» верит, что один политический жулик, которого эпизодически «закрывают» другие жулики – святой и непорочный ангел во плоти, который когда-нибудь защитит обиженных и всем даст денег, причем быстро и много. Откуда? Да оттуда! Ну, из тумбочки, наверное… «Не может же он постоянно врать», как говорила героиня известного фильма! Может, может…

Общее правило обеспечения успешности продаж звучит сегодня очень просто: «доведи до примитива и активно рекламируй». Современной экономике продаж не нужен взрослый, критически мыслящий человек, ей необходим юридически адекватный ребенок. При этом его юридическая адекватность ограничивается лишь правом добровольно отдавать кому-то деньги, а остальное - излишество. Наш родной ребенок верит в то, что, съев ложку каши, он поправит здоровье дедушки, а взрослый потребитель с разумом ребенка точно так же верит в то, что этот дядя или вот эта тетя за час зачитывания текста наделят его энциклопедическими знаниями. Именно благодаря такому принципу и строится рынок «онлайн-обучения». Здесь главную деструктивную роль играет продавец данного продукта, поскольку именно он видит конкретный результат своих продаж – деньги, и на пути к зарабатыванию оных не гнушается передергиваний, прямого обмана и нечистых манипуляций, о которых отдельно будет сказано ниже. Обратите внимание, один из фигурантов видит конкретный измеряемый результат – деньги, а другой – лишь надежду на высокое качество полученного товара – знания. Однако только примитивный потребитель может принять зачитывание текстов с экрана монитора за учебный процесс, а чат – за активную дискуссию. Так кто из них умный и кто - глупый?

Вернемся к развернутому определению вебинара. Обращаю внимание читателя на важную особенность, указанную там - анонимность. Любая персона может незаметно для других участников как подключиться, так и отключиться в процессе «учебы», то есть «войти» и «выйти». На первый взгляд, это является преимуществом, поскольку сделать то же самое в живой аудитории, не помешав слушателям и преподавателю, почти невозможно. Однако в случае онлайн-мероприятия все получается значительно интереснее: сам преподаватель получает возможность селекции слушателей по своему усмотрению, например, выделяя и отсекая отдельных персон, полностью стирая их из информационного пространства. На интернет-сленге это называется «банить». Основное достоинство «бана» в данном случае состоит в том, что его не замечают другие наивные участники действа. Нет человека – нет проблемы. Каких именно персон чаще всего «банят»? Можно подумать, что тех, кто не в состоянии постичь глубину мудрости преподавателя, но это не так. Практика показывает, что «банят» тех, кто задает или даже потенциально может задать неудобные вопросы. Какие вопросы можно назвать неудобными? Любые, на которые преподаватель не может ответить в силу своей некомпетентности. Именно так, потому что человек, которые не может связно, конкретно и мгновенно(!) ответить на любой вопрос в рамках предмета своей лекции, он не компетентен, и никто никогда не убедит меня в обратном. Обращаю внимание читателя на очень интересный факт: как правило, наиболее активные продавцы онлайн-«обучения» строят свои «живые» лекции на форумах так, чтобы минимизировать возможность любых вопросов. Некоторые, особо продвинутые, даже запрещают их задавать, ссылаясь на нехватку времени. Для таких персон «анонимность», которую обеспечивает вебинар – просто подарок. Нужно заметить, что отсечение неудобных слушателей происходит до начала мероприятия, технология его обеспечения позволяет это сделать очень просто. Можно селектировать людей при регистрации, перед отправлением ссылки на вход. Неудобному человеку можно ее просто не отправлять, и проблема будет решена на корню.

Я постоянно с этим сталкиваюсь, поскольку примерно половина моих попыток зарегистрироваться на различные вебинары заканчивается именно так: мне просто не присылают ссылок на вход. В последний раз это было три дня назад, когда я пытался послушать лекции в рамках «дня открытых(!) дверей» от одной весьма известной столичной обучающей структуры. Для меня эта дверь, когда я зарегистрировался под своим, достаточно известным именем, оказалась наглухо закрытой. Естественно, как физик, я тут же подумал об ошибке эксперимента и о том, что не может же столь уважаемая структура опуститься до банального «бана», как истеричная персона из числа одиозных «гуру фитнеса». Поэтому я повторил эксперимент, сменив имя и мейл, и, о чудо, меня мгновенно подключили. Я смиренно и молча просидел перед монитором, не задавая никаких вопросов, что стоило титанических усилий, поскольку с экрана лился поток феерического бреда на темы управления и экономики фитнеса. Однако, как вы понимаете, если бы Вася из небольшого провинциального городка задал конкретный по содержанию вопрос, за которым в воздухе мгновенно нарисовалась известная фитнес-сообществу лысая башка, украшенная сардонической ухмылкой, получилось бы нехорошо. Стиль, как говорят, безошибочно узнаваем по первому вопросу. Да и зачем? Я что, не знаком с результатами практической деятельности многих сладкоречивых гуру? Знаком. Я что, ожидал каких-то откровений, новой информации? Нет, я прекрасно понимаю, кто и на что в нашей сфере способен. Я хотел кого-то ткнуть носом? Зачем?? Поверьте, когда лектор теряет лицо и начинает пускать пузыри, радости мне не прибавляется. Так что «Вася» выступил в роли пассивного слушателя. В принципе, «Васе» и мне в его лице, глубоко безразлично, каких взглядов придерживается очередной «гуру», это его личное дело. Если он свято верит в собственные галлюцинации, обусловленные отсутствием практического опыта – пусть так и будет. Однако в аудиторских проектах я часто сталкиваюсь с разрушительными результатами попыток применения рекомендаций на практике, когда наивные неофиты внедряют полученные «знания» в своих проектах, Это касается и создания клуба, и управления им. Мне просто жалко людей. Есть еще одна причина, по которой я задаю вопросы. Считать, что ты прав всегда и во всем означает быть классическим идиотом. Когда я слышу или вижу то, что не соответствует моему опыту или расчетам, мне крайне интересно получить новые знания, которые, возможно, изменят мои взгляды. Так бывает, не скажу, что часто, но бывает, если я сталкиваюсь с убедительными аргументами. Следовательно, мои вопросы не в последнюю очередь отражают желание получить новую информацию. Разве это преступление? Да, отвечаю на естественный вопрос, а зачем я туда полез, если все предполагал заранее. Ответ банален: меня интересовало не содержание лекций, а лишь технические и графические возможности сравнительно новой интернет-платформы.

Некоторые читатели могут обвинить меня в дремучем консерватизме и сопротивлении научно-техническому прогрессу. Я не буду разрывать тельняшку на груди и размазывать по физиономии скупые мужские слезы в попытке опровергнуть клевету. Признаюсь, к этому саму «прогрессу» у меня есть определенные претензии, точнее, не к самому прогрессу как разновидности естественной эволюции, а к идее о том, что увеличение количества чудесных технических прибамбасов однозначно делает человечество счастливее. Я так не считаю, у меня есть аргументы, но это материал другой статьи. Впрочем, могу подкинуть дровишек в топку применительно к теме нашего обсуждения, Помните, еще совсем недавно нас уверяли в том, что бумажная книга умирает, все переходит в электронный формат? Иметь одну «читалку» с целой библиотекой и выгоднее, и проще, чем заставлять полками с книгами залы. И что? Где обещанная смерть бумаги? Напротив, мы наблюдаем возрождение высокой полиграфии, которую, как оказалось, не заменяет никакой экран. Замечу, что даже высокая цена на «вещественную» книгу не отпугивает настоящего ценителя. Да, это не массовый сегмент рынка, но то, что он развивается внутри себя – вне всякого сомнения. Продавцы книг не слишком афишируют практические результаты кампании по замене бумажных носителей на электронные, потому что они не совпали с прогнозами. Востребована «бумажная» литература, а рынок электронных книг имеет дело, скорее, с псевдолитературой, можно даже сказать, что он быстро становится примитивным, почти маргинальным.

Прогресс не стоит на месте, и в онлайн-обучении нет ничего принципиально плохого. Однако напомним, что форма всегда и во всем неразрывно связана с содержанием. Наряду с распространенным «пассивным» форматом онлайн-обучения – вебинаром, есть и другой, «активный» - видеоконференция. Последний формат распространен несравненно меньше, и это связано с рядом причин. Во-первых, его несколько труднее реализовать технически. «Классический» вебинар можно проводить из любого помещения, а видеоконференция проводится в студии, оборудованной, в частности, большим монитором, на котором в режиме мультиэкрана видны все(!) участники мероприятия. Преподаватель обращается не к аморфному «Василию» или подозрительно похожей на мужчину своим лексиконом «Екатерине», а к конкретным людям, видит их реакцию, слышит вопросы, которые проговариваются, а не печатаются в чате. Эти вопросы, их интонацию, что очень важно, слышат и другие участники конференции. По сути, видеоконференция не отличается от семинара, фигуранты которого - не пассивные слушатели, но активные участники.

Вторая причина слабой распространенности формата видеоконференции состоит в том, что здесь преподаватель не может селектировать участников, чтобы избежать неудобных вопросов. Он, как боец, принимает их на себя, потому что досконально разбирается в теме своего обучения и не боится ничего. Таких компетентных преподавателей просто мало. Между прочим, забанить активного участника видеоконференции невозможно, это сразу все заметят. Впрочем, для многих «преподавателей» в этом и состоит главный недостаток подобного формата мероприятий.

Однако есть способы, которые позволяют повысить эффективность даже примитивного вебинара. Необходимо обеспечить методическое сочетание очной и заочной форм обучения с назначением заданий, обязательных к исполнению. Например, краткосрочное базовое очное обучение и затем длительное удаленное, с заданиями, лучше ежедневными, под жёстким контролем выполнения. Прошел очный установочный курс, но не выполнил все задания – до свидания. Есть и обратный вариант: сначала подготовительное удаленное обучение, а затем очный практический семинар, программа которого составлена так, что слушатели (и соискатели документа о полученном образовании) могут выполнить ее лишь в том случае, если они активно работали в удаленной стадии: слушали, читали, выполняли задания. Это сделать не так-то просто, но можно. Однако в любом случае, если вы хотите получить качественное образование, без очного взаимодействия ученика и учителя обойтись невозможно.

Ну вот, все прочитали, умилились, поняли, испытали катарсис, очистились душой. Я ничего не забыл? Ах, да, забыл: еще сказали себе что больше – никогда никаких вебинаров! И соврали, потому что завтра вы увидите новое объявление от очередного «гуру», в число коих все чаще попадают задастые фитоняшки с куриными мозгами и перекачанные особи неопределенного пола без мозгов вообще. А там опять привычное «только у меня!!!», «группа сформирована!!!», «быстрая сбыча мечт, и недорого!!!» - и понеслось по новой!

Что тут сказать? Если человек голоден, у него всегда есть выбор: поискать что-то вкусное и полезное или дойти до ближайшей помойки. Выбор за вами. В любом случае bon appetite.

  • Создано .