Открываем и консультируем фитнес-клубы, отели, СПА-центры и санатории

Rezultat_oslik.jpg

Гонка за результатом

Перспективный клиент фитнес-клуба – это человек, страдающий от заниженной самооценки. Он находится в состоянии постоянного беспокойства.

 Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться

Марк Твен.

«Клиент идет в фитнес-клуб за результатом».

Мы постоянно слышим эту фразу, и подавляющее большинство наших коллег-тренеров не сомневаются в её справедливости. Если бы я был вредным, то процитировал Эдгара Аллана По: «Мнение большинства — всегда ошибочно, ибо большинство людей — идиоты». Однако все знают, что я белый и пушистый, поэтому рекомендую обратиться к мягкому эпиграфу. Есть еще один важный фактор, который мало кто принимает во внимание. Большинство клиентов и большинство тренеров – это множества, которые, как сказал бы математик, не являются эквивалентными. При всем уважении к тренерам, для нас является приоритетным мнение клиентов, поскольку именно они приносят деньги в наши клубы. Если кто-то из читателей забыл, то я напомню: фитнес-клуб – это коммерческое предприятие по продаже услуг, и его успешность определяется только объемом продаж.

Моя трактовка понятия «результат» расходится с мнением большинства тренеров, и она основана на наблюдениях за поведением тех, кто приносит нам деньги - клиентов.

Многие коллеги под словом «результат» подразумевают только один вариант – достижение определенных параметров тела в процессе его трансформации. Разве можно в этом сомневаться, если сами клиенты озвучивают эту цель? «Я пришла похудеть», «я хочу набрать массу», «я мечтаю о красивой попе». Так говорят многие, но можно ли считать, что «многие» - это большинство клиентов?

Счастливый самодостаточной человек в фитнес-центр не придет никогда. Впрочем, заглянуть может, и даже останется на короткое время, но в постоянного клиента не превратится. Для многих людей это утверждение кажется возмутительно абсурдным, но попробуем разобраться без эмоций.

В основе стремления к трансформации тела лежит страх перед несоответствием критериям оценки части современного социума. Лозунг «так считают все», несмотря на свою сомнительность, отравляет жизнь миллионам внушаемых людей, делая их рабами чужого мнения.

В основе стремления к здоровью лежит страх его потерять, и степень беспокойства увеличивается с возрастом.

В основе стремления к посещению клуба как места коммуникации лежит ощущение внутреннего одиночества, характерное для современного человека – жителя города. Человек ежедневно встречается с десятками, сотнями и даже тысячами людей, но боится не найти личных контактов.

Посещение клуба «для статуса» - это вообще психологическое дно, страх в самом первобытном виде: «Меня не замечают! Жизнь не удалась!»

Всегда и везде страх, страх, страх! Разве может быть счастливым человек, который испытывает страх?

Перспективный клиент фитнес-клуба – это человек, страдающий от заниженной самооценки. Он находится в состоянии постоянного беспокойства. Если всего этого нет, то он - не слишком перспективный клиент.

Настойчивое стремление к обретению «правильного тела» - отражение внутренних комплексов и симптом разрыва сознательного и бессознательного.

Рассмотрим пример: женщине кажется, что она не красива. Заметим, она ощущает себя некрасивой не абсолютно, а лишь потому, что не пользуется вниманием людей, или ей так кажется. Сознание, сформированное внешней воздействиям информационной среды, говорит ей: «Исправь тело и лицо - получишь счастье!» Подсознание, заглушенное мощными внешними сигналами, не оставляющими сомнения в правильности лозунга, молчит, но лишь до определенного рубежа. Человек готов платить за желаемые изменения внешности, и он идет туда, где ему обещают это сделать. Надежда подстегивается лукавством продавцов, которые обещают все сделать быстро и без особых усилий: приходи, заплати, получи. В итоге жертву ждет разочарование, которое тем глубже, чем выше планка надежд. Человек сталкивается с реальностью, в которой пресловутый «результат» достигается неимоверными трудами и ограничениями. Рубеж, о котором говорилось выше, – момент осознания глубокого разочарования. Приложены колоссальные усилия, в том числе и материальные, а в жизни ничего не меняется. И тогда на человека наваливается подсознание, которого он раньше не слушал. «Свершилось! Сбылась мечта идиотки, и чо? Сколько времени убито, сколько денег выброшено?! Личная жизнь – в демо-версии, как и была, заклятые подруги цветут и пахнут, и даже фигуре не завидуют, коровы! Задница есть, а ничего как не было, так и нет». Прошу не считать прямую речь от лица женщины проявлением вульгарного сексизма и предлагаю читателю самому придумать альтернативный монолог от лица мужчины-клиента.

Вместо ожидаемого счастья от «сбычи мечт» - негативные эмоции, ощущение краха всех надежд. Примерно так же чувствует себя путник, который с трудом поднялся на вершину и вместо райской долины видит перед собой бесконечную горную страну. Как вы думаете, что он испытает, чувство удовлетворения или ощущение обманутой надежды? Достигнув вожделенных кондиций, упорный клиент с ужасом понимает, что удержать свое тело на этом уровне практически невозможно. И начинается: хаотичные «читмилы», бесконечные «заливки между соревами» и вечная «женская триада» анорексичек от ЗОЖ. И чем больше нарушений – тем глубже депрессия и острее чувство вины, тем более что «ориентированный на результат» тренер его усугубляет своими настойчивыми «мотивациями». В полном соответствии с законами психологии он ничего не может вызвать у клиента, кроме чувства неприязни. Чтобы избавиться от ощущения вины и отвязаться от навязчивых нотаций тренера человек в борьбе с самим собой удваивает усилия. Ради чего? Чтобы искоренить страх, потерю самоуважение и избавиться от глумления. Однако негативные эмоции никуда не исчезают, а только усиливаются от ощущения тщетности надежд. Замкнутый круг, из которого нет выхода.

Так уж и нет?

Есть замечательная поговорка: «Хочешь получить желаемое – перестань хотеть!»

Если какой-то метод борьбы со страхом не работает, возможно, стоит уничтожить его причину.

Зависимость от мнений окружающих – оборотная сторона заниженной самооценки. Может быть, стоит её поднять, и тогда мнение окружающих о внешности человека будут безразличны? А как её поднять? Очень просто, и для этого достаточно задать себе всего один вопрос: моя внешность беспокоит людей, которым я действительно нужен? А меня беспокоит их внешность? Родителей? Детей? Братьев и сестер? Так почему меня беспокоит, как меня оценивают незнакомые люди? Что мне в их оценках?

Страх потери здоровья кажется абсолютным, но так ли это? Все мы смертны, и понимаем, что рано или поздно болезни придут, а мы уйдем. Еще никто на смертном одре не жалел о том, что мало работал или редко тренировался. Понять и принять неизбежное, не стремиться к нему, но и не подчинить жизнь единственной цели – удлинению календаря – путь мудрого человека. Зачем тебе длинная жизнь и красивое тело, если ты не знаешь, на что все это употребить? Смысл? В жизни, кроме качалки, так много нового и интересного!

По вопросу дефицита личных контактов и связей могу ответить оксюмороном: если вы чувствуете себя одиноким, в этом вы не одиноки. Очень велика вероятность, что человек, с которым вы хотите познакомиться, мечтает об этом же. Тогда что может быть проще первого шага? И так ли необходимо обставлять поиски контактов ненужными ритуалами – покупкой трусов для занятий, приобретением абонемента, потением и пыхтением? Посмотрите за окно, там сотни одиноких людей, которые мечтают поговорить с вами, причем без выдуманных ритуалов, условий и особых мест! Вперед!

Соискатели статуса, что же вам сказать? Самая абсурдная вещь, которую изобрело человечество – это дорогой гроб. Вы очень обрадуетесь, если ваш будет уникальным? И карманы будут?! Или, просто и незатейливо планируете жить вечно? Чтобы уснащать себя новыми, более дорогими цацками?

Человек, лишенный всех этих переживаний и страхов, вполне счастлив. У него нет причин для абсурдного поведения: заплатить деньги за усталость, что, собственно говоря, и делают люди в фитнес-клубах. Этот счастливый человек к нам не придет, и бессмысленно его уговаривать. Он не провалится ни в какую «воронку продаж».

Жизнь – это непрерывный процесс, а не чередование точек - промежуточных целей, как настойчиво пытаются убедить нас всевозможные «коучи» и «мотиваторы». Если достижение цели не приносит удовлетворения, значит, цель была ложной. Человек получает удовлетворение лишь от реализации истинной цели. Дайте ему самоуважение – и он не будет зависеть от мнения других. Только самоуважение и любовь к себе, единственному и неповторимому, – не одно и то же. Любят себя все, а вот уважают – не многие.

Выше я написал слово «дайте», но самоуважение никто не может дать, человек может его добиться самостоятельно, и не возвышением над другими, а лишь внутренним ростом. Надеюсь, теперь, вы понимаете, почему я так иронично отношусь к модному термину «личный бренд»? Стань сначала личностью, а там видно будет.

Однако вернемся к фитнесу.

Думаю, что некоторые читатели уже напряглись. Если представить, что завтра все наши дорогие клиенты, омывшись светлыми слезами, избавятся от комплексов и заблуждений, клубы опустеют, и мы останемся без работы.

Не бойтесь, коллеги, не останемся. Есть конкретные исчисляемые цели, но есть и путь - процесс без фиксированного результата. Другими словами кроме «сколько жмешь?» есть и «как себя чувствуешь?». Результат – иллюзия, но путь – реальность. Все большее число наших дорогих клиентов посещают наши клубы не для того, чтобы добиться конкретного результата, а чтобы лучше себя чувствовать. Стремление к отказу от конкретного, измеряемого результата – это тренд будущего, на смену «фитнесу формы» идет «фитнес состояния». Нравится нам это или не нравится, но так и будет. Обращаю ваше внимание, что этот тренд дает надежду на увеличение как числа наших клиентов, так и уровня их лояльности.

Во-первых, мы открываем двери клубов для тех, кто априори понимает суетность результата в его классическом понимании. Это люди в возрасте и с достаточным уровнем интеллекта. Их не соблазнить «бицухой» и «бешеной сушкой». Если тренер, как дятел, бесконечно «ориентирует их на результат» в собственной трактовке, они испытывают раздражение и уходят, унося свои деньги. Если хотите, голосуют ногами.

Во-вторых, у «фитнеса состояния» есть одно привлекательное свойство. Я не буду углубляться в дебри физиологии, но у поклонников «фитнеса состояния» в процессе занятий постепенно вырабатывается биохимическое позитивное подкрепление поведения. Его адепты посещают фитнес-клубы не потому, что ставят себе измеримые цели, а потому что не могут не посещать. Их толкает бессознательное. Если термин «наркомания» имеет хотя бы мимолетный положительный смысл, то их можно назвать наркоманами, которые последовательны в достижении желаемого состояния. Напротив, поклонники «фитнеса формы» идут в клубы потому что «это надо!», то есть ими движет сознательное. А что нами управляет в реальности?

Конечно, всегда останутся поклонники формы, но их с каждым годом становиться все меньше, и те, кто работает в фитнесе давно, подтвердят мое мнение. Я сознаю, что стаж не является эквивалентом профессионализма, и среди наших коллег-тренеров наверняка найдутся зашоренные персоны, которые будут упрямо и бесконечно повторять мантру «клиент идет за результатом». Для них «много» и «большинство» ограничивается десятком личных клиентов, они не в состоянии смотреть на проблему шире. Я не надеюсь, что они дочитают эту статью, но искренне желаю, чтобы это было самой большой проблемой в их жизни.

А мы пойдём вперед, коллеги.

  • Создано .